"Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша білім бөлімі Ақкөл қаласының №2 жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа №2 города Акколь отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области"

Мы в соц.сетях

 https://www.facebook.com/profile.php?id=100030859989088   

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

Развитие логического мышления младших школьников

Ақмола облысы Ақкөл ауданы

№2 Ақкөл орта мектебі

 Развитие логического мышления младших школьников

Садышева Марина Николаевна,

учитель начальных  классов

Содержание

1 . Введение…………………………………………………………………......3-4

2. Развитие логического мышления младших школьников…………………5

3.Методы и приемы  развитиялогического мышленияна уроках в начальныхклассах…………………………………………………………………………6-10

4.Заключение……………………………………………………………………11

5. Мониторинг результатов учебных достижений младших школьников…

…………………………………………………………………………………..12-20

5. Литература…………………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Кардинальные изменения, происходящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, способных принимать нестандартные решения, умеющие логически мыслить.

         В наше время большое значениеприобретает развитие логических суждений у младших школьников в процессе освоения учебного материала. Так как самостоятельное суждение ведет к  осознанности обучения и определяет индивидуальность ребенка.Начальное образование должно заложить базовые основы общего умственного развития детей, которые создали бы условия для воспитания критично оценивающего свои действия человека,самостоятельно мыслящего, который бы мог, сравнивать, сопоставлять предлагать несколько путей решения проблемы, находить главное и делать обобщенные выводы; применять знания в жизненных условиях. Главным условием интеллектуальной грамотности такого человека является овладение логическими приемами и операциями. Освоение и владение ими является одним из необходимых условий, обеспечивающих качественный процесс обучения в начальной школе.Эта проблема должна решаться путём насыщения учебного процесса интересным содержанием, новыми формами и приёмами обучения. При этомогромное значение приобретает развитие у учащихся младших классов интереса к учению.

Перед школой стоит задача подготовить думающего, чувствующего, интеллектуально развитогочеловека. А интеллект  определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления.

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы  учителю активизировать работу над   развитием самостоятельной логики мышления, которая позволила бы учащимся начальных классов, приводить доказательства, высказывания,строить умозаключения логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.

Цель данной работы является создание условий для развития логического мышления на уроках в начальных классах.

Исходя из этого, поставим перед собой следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по особенностям мышления младших школьников.

2. Изучить приёмы логического мышления.

3. Исследовать методику использования логических задач, а также раскрыть различные формы работы с логическими задачами.

4. Составить мониторинг результатов учебных достижений младших школьников.

Ожидаемый результат:

  1. Повышение свонего теоретического уровня, компетентности и научно-методической подготовки.
  2. Улучшение качества знаний учащихся.
  3. Высокий уровень мыслительных операций у у чащихся.

 

Анализируя опыт работы над развитием логического мышления   у учащихся начальных классов, можно с уверенностью сказать, что с помощью регулярных  занятий и упражнений на логику учащиеся могутразвить лучшие личные качества и демонстрировать  те способности, которые часто остаются невостребованными на уроках.

         Предмет исследования – процесс активизации развития логического мышления младших школьников ходе учебного процесса.

Объект исследования – развитие логического мышления младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие логического мышления  младших школьников.

Древняя римская пословица гласит: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Смысл этой пословицы актуален и сегодня. Учить детей так, чтобы ни какие изменения не поставили их в тупик. Цель не в том, чтобы выпускник школы знал как можно больше, а в том чтобы он умел действовать, умел узнавать, добывать информацию, обобщать, анализировать нужные ему знания  и решать проблемы в любых ситуациях, то есть развивать у детей логическое мышление, которое и помогает детям решать эти проблемы.

В современной педагогике и психологии существуют различные направления исследований становления логических структур мышления у детей.

Чешский педагог Я.А. Каменский один из первых педагогов поднял вопрос о формировании у школьников логической культуры. Он предлагал знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений, подкреплять их жизненными примерами, а затем совершенствовать логическое мышление учащихся, включая их в анализ проблем физики, математики и других наук [4,с. 91]. Большое внимание  он уделял также умению использовать мыслительные операции: анализ, синтез и метод сравнения в работе учителя.

Эти взгляды Я.А. Каменского получили дальнейшее развитие  и в работах выдающегося  педагога К.Д. Ушинского. Русский педагог также уделял много внимания анализу роли логики в обучении школьников. К.Д. Ушинский считал, что логика есть отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы. В связи с этим, по его убеждению, логика должна стоять в преддверии всех наук. [6, с. 97.].

По мнению современных учёных, создателей систем развивающего обучения, большая часть времени на уроке при традиционном обучении заполнена учительской речью – повторение вопросов, повторение ответов учеников, подсказывание начала ответа (учителю не удается выдерживать паузу, ждать, когда ученик соберется с мыслью), а этого не должно быть. От учителя требуется большое искусство: при ведущей роли, обеспечить ребенку свободу самореализации, создать такие условия, чтобы с начало и до конца урока ребенок смело высказывал свои, пусть еще незрелые мысли, свои наблюдения. Поэтому очень важно научиться задавать детям свои вопросы, требующие именно вариантных, а не однозначных ответов.Таким образом, можно сказать, что  одной из главных задач учителя начальных классов, является научить учащихся самымнеобходимым логическим приёмам мышления.

Очень важный результат  инновационный  работы в школе это уроки в начальных классах, и внеурочная деятельность, на которых учитель использует различные упражнения на логическое мышление. Практически  в каждой школе учителя применяют компьютерные технологии и выполняют различные упражнения на логику.

При разнообразии образовательной среды, учителю легче раскрыть индивидуальность ученика, а послепостроить  и скорректировать развитие младшего школьника с учётом выявленных интересов, опираясь на его природную активность.

   

3. Методы и приёмы развития логического мышления на уроках в начальных классах.

        Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. [6,с.39]

Поэтому одной из важнейших задач, которые я ставлю в своей работе,  является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям приводить доказательства, высказывания,логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения,строить умозаключения и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Развивая  логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне[7,с.12].

 Как  показывает опыт работыцеленаправленные, систематические занятия помогают сформировать у детей: высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации;    высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы.

Савою работу строю так,чтобы учащиеся научились строить умозаключения,из предложенных высказыванийделать выводы.Достижение этой задачи в большей мере зависит от развития у учащихся познавательных возможностей.

Учащиеся начальных классовзачастую мыслят конкретными категориями.Послепостепенно переходят к стадии формальных операций, которые связаны с уровнем развития способности общения и абстрагированию.  Исходя из этого начиная с 1 класса, ввожу специальные упражнения и задачи, направленные на развитие познавательных возможностей и способностей учащихся. Применяю дополнительные задания творческого характера, логическиезадания, требующие применения знаний в новых условиях. Если ученики 1-2 класса находят наиболее видимые внешние признаки, характеризующие действие объекта или его предназначение, то к 3 классу они чаще опираются на знания, представления, которые сложились в учебном процессе. Аналитическая  деятельность учащихся 3-4 класса должна основываться на понятиях.

К моменту перехода в среднее звено, учащиеся должны научитьсяустанавливать простые закономерности, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее,самостоятельно рассуждать, делать выводы. 

Опыт работы помог составить, подобрать, а затем  классифицировать задания по классам.

В 1-2  классахиспользуюзадания, направленные на развитие мыслительных операций анализа и синтеза,наблюдательности,узнавание предмета по заданным признакам,образного мышления,  выделение признаков предмета.

 Все они тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез и обобщение.

 Например:

  • «Пятый лишний»
  • « Раздели  предметы на группы»
  • «Лишнее число»
  • «У предметов найди общее и разное» 
  • « Назови  внешние признаки фигуры»
  • « Восстанови порядок чисел»
  • « Шифровальщик»
  •  « Нарисуй по точкам»

 

Чтобы выполнить такие задания, учащиесядолжны владеть запасом определенных терминов и понятий, проявлять наблюдательность, анализировать полученные данные, уметь устанавливать между ними взаимосвязь.

 Как  только  дети научатся определять  в предметах различные признаки, мы переходим  к следующему  этапу: формированию понятий об  общих и отличительных свойствах. Выполняем упражнения на определение   в предметах существенных свойств и   свойств несущественных. Используем  два логических приема: прием сравнения  предметов, а также  прием изменения  свойств предметов. С помощью этих приемов знакомимся с рядом логических понятий.

Изучение понятий –процесс, включающий различные приёмы и методы. Необходимым фактором в этом процессе является практическая деятельность ребенка, изучение им предметов и свойствокружающего  мира. Из логических приёмов в процессе формирования понятий наиболее важную роль играют, анализ, сравнение,синтез, абстрагирование и обобщение.

Чтобы научиться выделять существенные признаки предметов, нужно,  сравнить их, определить общие черты, свойства, найти чем предметы отличаются друг от друга. Сравнением в широком смысле слова называется логический прием, при помощи которого устанавливается сходство и различие предметов действительности.

При работе над сравнением предметов мы определяем у них общие признаки, которые могут послужить основой для выделения группы предметов и различияеё от других групп. Например, сравнивая такие предметы, как коробка, кубик, дом и т. п., мы находим у них общий признак — «иметь объёмную кубическую форму», на основании которого отличаем эти предметы от всех других предметов, не обладающих этим признаком.

Изучив определенныепризнаки предмета, и представив в мышлении предмет в целом, мы узнаем егонеобходимость, выделяем такие его признаки, которые нельзя воспринять при помощи органов чувств.

Определив существенные признакив предмете, мы отстраняемся от всего несущественного, второстепенного. Мысленное выделение тех свойств предмета, которые составляют качественную его специфику и отвлечение от несущественных, второстепенных свойств, называется абстрагированием.

Выделенные при абстрагированиипризнаки мы объединяем предметы, наделенные общикми прищзнаками, в группы и даем им наименования. Прием, с помощью которого отдельные предметы объединяются в классы на основе присущих им общих признаков, называется обобщением.На основе вышесказанного выделяем такие приемы, которые при использовании на уроках дают высокие результаты:

«Прием обобщения».

«Высказывания» (истинные, ложные).

«Прием классификации».

«Прием анализа и синтеза».

« Прием сравнения, существенные и несущественные свойства».

 

Во 3-4 классах использую задания с постепенным нарастанием сложности. Предоставляю ученикам самостоятельность в поиске решения задач, возможно даже пройти по неверному пути. Убедившись  в ошибке, возвращаются к началу решения  и ищут другой, верный путь решения.

Представлю, работу на первом этапе.

Iвид задач

Задача 1

Сумма четырех различных чисел равна 13. Наименьшее из этих чисел на 5 меньше наибольшего. Найди эти числа.

В решении таких задач учащиеся  выводят рекомендацию: в поиске ответа на вопрос задачи можно использовать способ подбора.

Рассуждения удобнее начать с наименьшего из чисел. Пробуем число 0, затем число 1 и т.д. (1,2,4,6.)

 

IIвид задач

Задача 2

Столб длиной 15 м  распилили на 5 равных частей. Сколько распилов сделали?

Учащимся даётся  возможность найти результат, оценить его и если допущена ошибка, решить задачу сначала.В ходе рассуждения учащиеся приходят к следующему выводу: при поиске решения незнакомой задачи полезно сделать чертеж (рисунок), так как работа с чертежом может являться способом решения задачи.

 

III вид задач

Задача 3. Муравей находится на дне колодца глубиной 30м. За день он поднимается на 18м, а за ночь сползает вниз на 12м. Сколько дней нужно муравью, чтобы выбраться из колодца?

В процессе решения данной задачи учащиеся приходят к выводу, что нужно делать дополнительные построения или перестраивать чертежи с учетом найденных чисел.

 

IV вид задач

Задача 4.

Разложи 45 шариков в 4 коробки так, что если число шариков в третьей коробке увеличить в 2 раза, а в четвертой уменьшить в 2 раза, а в первой и второй оставить без изменения, то в каждой коробке будет одинаковое число шариков.(1)2+2+1+4=9час., 2)45:9=5 шар.в 3кор. 3)5*2=20 шар. в 1 или 2 кор. 4) 5*4=20шар.в 4 кор.)

Эти задачи позволяют вывести следующую рекомендацию для учащихся при решении нестандартных задач: для того чтобы решить задачу, бывает нужно ввести вспомогательный элемент (часть).

 

Сформулированные рекомендации по решению нестандартных задач объединяются в следующей памятке.

Памятка.

  1. Если тебе трудно решить задачу, то попробуй:переформулировать задачу другими словами, чтобы она стала более понятной и знакомой;
  2. сделать к задаче рисунок или чертеж; подумай, может быть, нужно сделать на них дополнительные построения или изменить чертеж в процессе решения задачи;
  3. ввести вспомогательный элемент (часть);
  4. использовать для решения задачи способ подбора;
  5. разделить условия или вопрос задачи на части и решить ее по частям;
  6. начать решение задачи «с конца».

Приведенные выше  задания способствуют, с одной стороны, развитию познавательных способностей детей, а с другой стороны помогают глубже и прочнее овладеть програмным материалом.

Изучив теорию развития мышления, я поняла, что на уроках русского языка, литературного чтения, естествознания, познания необходимо включать задания, связанные с умением делать выводы, используя приёмы анализа, синтеза, сравнения и обобщения, так как новые стандарты в обучении  требуют повышенных умственных усилий, применять поисковую творческую жилку, самостоятельности. В решении этой задачи мне помогает использование  дидактических игр в сочетании с другими методами обучения.

Дидактические игры приводят в работу, прежде всего, наглядно - образное мышление, а затем и словесно – логическое.При использовании  дидакитических игр у детей формируется самостоятельное мышление, использование полученных знаний в различных условиях.

На своих уроках использую следующие дидактические игры:

« Вопросы шутливые, ответы правдивые»

«Высказывания» (ложные,истинные)

Составление высказываний со словами «все», «некоторые», «только»,«иногда»,  «иной», «и», «или», «любой»,

« Угадай предмет

« Заполни магический квадрат»

« Верю, не верю»

Упражнения на преобразование слов.

Задания на нахождение закономерности.

«Доскажи словечко».

« Продолжи ряд»

«Закончи фразу»

Преобразуй ложное высказываниевистинное.

«Четвёртый лишний»

«Магические квадраты»

Загадки

«Ребусы»

Данная работа будет результативной только при условии систематического включения заданий по развитию логического мышления в структуру урока на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. И у ученика формируются:

  • высокий уровень элементарных мыслительных операций;
  • высокий уровень активности, расковонности мышления;
  • выокий уровень организованности и целенапрвленности,

проявляющейся в ориентации на выделение существенного в явленияхчто являетсянеобходимымусловием для успешного обучения в среднем звене.

Работая с дидактическими играми,часто использую групповую работу. Использование на уроках групповой работы доказывает то, что:

  • возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;
  • между детьми меняется характер взаимоотношений: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
  • резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют,растет самокритичность;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе.

 

 

 

 

 

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Каждый учитель длолжен быть нацелен на то, чтобы – его ученики вырабатывали в себе привычку к упорному творческому,самостоятельному труду. Главное для педагога – не столько дать учащимся прочные знания, сколько научить их учиться самостоятельно. Ничто не развивает ребёнка, как обдумывание идеи решения задачи и его попытки рассуждать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При изучении теоретических аспектов проблемы развития логического мышления младших школьников я пришла к выводу, что формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса.

Мышление идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга. Когда человек мыслит, он не ограничивается установлением того или иного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление школьников, несомненно, имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Многолетний психолого-педагогический опыт убедительно доказывает, что даже младшие школьники в состоянии усваивать, причем в обобщенной форме, гораздо более сложный материал, чем это представлялось до последнего времени. Следовательно, развитие логического мышления в процессе учебной  деятельности младшего школьника будет эффективным, если структура и содержание заданий для  младших школьников будут направлены, на формирование и развитие у них логического мышления будут носить систематический и планомерный характер.

Одна из основных задач психологии и педагогики – до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.

Если мы хотим, чтобы наши дети были знающими врачами, способные выстраивать правильные пути лечения, толковыми юристами склонными к анализу всех фактов, им необходимо учиться мыслить отвлеченно, по правилам, логически, освоить простые и сложные виды умозаключений. Так давайте же дадим детям этот шанс!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг результатов учебных достижений младших школьников

Практика показала, что при направленном развитии мышления, учебный процесс приобретает для школьников личностный смысл.

Общая успеваемость за три года в классе составила 100%

Процент качества:

2015-2016

2016-2017

2017-2018

54%

57%

81%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты внеурочной деятельности учащихся по учебным предметам

(награды, грамоты, дипломы, свидетельства)

 

Предмет

Мероприятие

Результат

Подтверждающий документ

Дата

1

Математика

Окружающий мир

логика

Международная олимпиада

«Эму специалист»: 

 

1м -3 уч-ся

диплом

2015

2

История, литература

 Международная олимпиада «Золотое руно»

3м -1 уч-ся

диплом

2016

3

Математика

Международная олимпиада «Кенгуру – математика для всех»

3 м- 1 уч-ся

 

диплом

2016

4

Интеллектуальный марафон

Республиканский конкурс «Ак бота»

1м - 1 уч-ся

2м – 1 уч-ся

 

диплом

2016

5

Русский язык

Районная олимпиада

1м -1 уч-ся

грамота

2017

6

Математика

Районная олимпиада

1м -1 уч-ся

грамота

2017

7

Русский

математика

Республиканская олимпиада «КИО»

 

1 м - 3 уч-ся

2м - 2 уч-ся

3 м – 1 уч-ся

диплом

2017

8

математика

 

Международная олимпиада «Непоседы»

1 м – 2 уч-ся

3 м – 2 уч-ся.

 

диплом

2018

9

Русский язык:

Международная олимпиада «Непоседы»

1 м – 2уч-ся

диплом

2018г

10

логика

Международная олимпиада

«Слон»

Лауреат – 3  уч-ся

грамота

2018

 

 

 

 

 

 

 

Республиканская олимпиада «КИО»

 

 

 

 

 

 

Международная олимпиада «Вундеркинд»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международная олимпиада «Эму специалист»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международная олимпиада «Кенгуру – математика для всех»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Республиканский конкурс «Ак бота»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Районная олимпиада

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международная олимпиада «Непоседы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Выготский, Л.С. Педагогическая психология./ Под ред. В.В.Давыдова.- Москва, 1996. С.405 – 408.

2.  Зак, А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль:

« Академия развития», 1998.-192с.

3. Кротов И.С., Гимнастика для ума. Логические задачи и головоломки.- Москва:2006.-288с.

4.Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Каменский. – В 2-х т. – М., Педагогика, 1982.

5.Ушинский К.Д. Детский мир. Первые уроки логики / К.Д. Ушинский. – Собрание сочинений. Т. 4. – М.;Л.: АПН РСФСР, 1949.

6. Халперн Д. Психология критического мышления СПб., 2000. с 34-39

7. Холодная М.А. Психология интеллекта 2002 с.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие логического мышления младших школьников

 

 

 

 

 

 

 

Садышева Марина Николаевна,

учитель начальных  классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

 

Содержание

1 . Введение…………………………………………………………………......3-4

2. Развитие логического мышления младших школьников…………………5

3.Методы и приемы  развитиялогического мышленияна уроках в начальныхклассах…………………………………………………………………………6-10

4.Заключение……………………………………………………………………11

5. Мониторинг результатов учебных достижений младших школьников…

…………………………………………………………………………………..12-20

5. Литература…………………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Кардинальные изменения, происходящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, способных принимать нестандартные решения, умеющие логически мыслить.

         В наше время большое значениеприобретает развитие логических суждений у младших школьников в процессе освоения учебного материала. Так как самостоятельное суждение ведет к  осознанности обучения и определяет индивидуальность ребенка.Начальное образование должно заложить базовые основы общего умственного развития детей, которые создали бы условия для воспитания критично оценивающего свои действия человека,самостоятельно мыслящего, который бы мог, сравнивать, сопоставлять предлагать несколько путей решения проблемы, находить главное и делать обобщенные выводы; применять знания в жизненных условиях. Главным условием интеллектуальной грамотности такого человека является овладение логическими приемами и операциями. Освоение и владение ими является одним из необходимых условий, обеспечивающих качественный процесс обучения в начальной школе.Эта проблема должна решаться путём насыщения учебного процесса интересным содержанием, новыми формами и приёмами обучения. При этомогромное значение приобретает развитие у учащихся младших классов интереса к учению.

Перед школой стоит задача подготовить думающего, чувствующего, интеллектуально развитогочеловека. А интеллект  определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления.

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы  учителю активизировать работу над   развитием самостоятельной логики мышления, которая позволила бы учащимся начальных классов, приводить доказательства, высказывания,строить умозаключения логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.

Цель данной работы является создание условий для развития логического мышления на уроках в начальных классах.

Исходя из этого, поставим перед собой следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по особенностям мышления младших школьников.

2. Изучить приёмы логического мышления.

3. Исследовать методику использования логических задач, а также раскрыть различные формы работы с логическими задачами.

4. Составить мониторинг результатов учебных достижений младших школьников.

Ожидаемый результат:

  1. Повышение свонего теоретического уровня, компетентности и научно-методической подготовки.
  2. Улучшение качества знаний учащихся.
  3. Высокий уровень мыслительных операций у у чащихся.

 

Анализируя опыт работы над развитием логического мышления   у учащихся начальных классов, можно с уверенностью сказать, что с помощью регулярных  занятий и упражнений на логику учащиеся могутразвить лучшие личные качества и демонстрировать  те способности, которые часто остаются невостребованными на уроках.

         Предмет исследования – процесс активизации развития логического мышления младших школьников ходе учебного процесса.

Объект исследования – развитие логического мышления младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие логического мышления  младших школьников.

Древняя римская пословица гласит: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Смысл этой пословицы актуален и сегодня. Учить детей так, чтобы ни какие изменения не поставили их в тупик. Цель не в том, чтобы выпускник школы знал как можно больше, а в том чтобы он умел действовать, умел узнавать, добывать информацию, обобщать, анализировать нужные ему знанияи решать проблемы в любых ситуациях, то есть развивать у детей логическое мышление, которое и помогает детям решать эти проблемы.

В современной педагогике и психологии существуют различные направления исследований становления логических структур мышления у детей.

Чешский педагог Я.А. Каменский один из первых педагогов поднял вопрос о формировании у школьников логической культуры. Он предлагал знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений, подкреплять их жизненными примерами, а затем совершенствовать логическое мышление учащихся, включая их в анализ проблем физики, математики и других наук [4,с. 91]. Большое внимание  он уделял также умению использовать мыслительные операции: анализ, синтез и метод сравнения в работе учителя.

Эти взгляды Я.А. Каменского получили дальнейшее развитие  и в работах выдающегося  педагога К.Д. Ушинского. Русский педагог также уделял много внимания анализу роли логики в обучении школьников. К.Д. Ушинский считал, что логика есть отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы. В связи с этим, по его убеждению, логика должна стоять в преддверии всех наук. [6, с. 97.].

По мнению современных учёных, создателей систем развивающего обучения, большая часть времени на уроке при традиционном обучении заполнена учительской речью – повторение вопросов, повторение ответов учеников, подсказывание начала ответа (учителю не удается выдерживать паузу, ждать, когда ученик соберется с мыслью), а этого не должно быть. От учителя требуется большое искусство: при ведущей роли, обеспечить ребенку свободу самореализации, создать такие условия, чтобы с начало и до конца урока ребенок смело высказывал свои, пусть еще незрелые мысли, свои наблюдения. Поэтому очень важно научиться задавать детям свои вопросы, требующие именно вариантных, а не однозначных ответов.Таким образом, можно сказать, что  одной из главных задач учителя начальных классов, является научить учащихся самымнеобходимым логическим приёмам мышления.

Очень важный результат  инновационный  работы в школе это уроки в начальных классах, и внеурочная деятельность, на которых учитель использует различные упражнения на логическое мышление. Практически  в каждой школе учителя применяют компьютерные технологии и выполняют различные упражнения на логику.

При разнообразии образовательной среды, учителю легче раскрыть индивидуальность ученика, а послепостроить  и скорректировать развитие младшего школьника с учётом выявленных интересов, опираясь на его природную активность.

   

3. Методы и приёмы развития логического мышления на уроках в начальных классах.

        Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. [6,с.39]

Поэтому одной из важнейших задач, которые я ставлю в своей работе,  является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям приводить доказательства, высказывания,логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения,строить умозаключения и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Развивая  логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне[7,с.12].

 Как  показывает опыт работыцеленаправленные, систематические занятия помогают сформировать у детей: высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации;    высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы.

Савою работу строю так,чтобы учащиеся научились строить умозаключения,из предложенных высказыванийделать выводы.Достижение этой задачи в большей мере зависит от развития у учащихся познавательных возможностей.

Учащиеся начальных классовзачастую мыслят конкретными категориями.Послепостепенно переходят к стадии формальных операций, которые связаны с уровнем развития способности общения и абстрагированию.  Исходя из этого начиная с 1 класса, ввожу специальные упражнения и задачи, направленные на развитие познавательных возможностей и способностей учащихся. Применяю дополнительные задания творческого характера, логическиезадания, требующие применения знаний в новых условиях. Если ученики 1-2 класса находят наиболее видимые внешние признаки, характеризующие действие объекта или его предназначение, то к 3 классу они чаще опираются на знания, представления, которые сложились в учебном процессе. Аналитическая  деятельность учащихся 3-4 класса должна основываться на понятиях.

К моменту перехода в среднее звено, учащиеся должны научитьсяустанавливать простые закономерности, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее,самостоятельно рассуждать, делать выводы. 

Опыт работы помог составить, подобрать, а затем  классифицировать задания по классам.

В 1-2  классахиспользуюзадания, направленные на развитие мыслительных операций анализа и синтеза,наблюдательности,узнавание предмета по заданным признакам,образного мышления,  выделение признаков предмета.

 Все они тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез и обобщение.

 Например:

  • «Пятый лишний»
  • « Раздели  предметы на группы»
  • «Лишнее число»
  • «У предметов найди общее и разное» 
  • « Назови  внешние признаки фигуры»
  • « Восстанови порядок чисел»
  • « Шифровальщик»
  •  « Нарисуй по точкам»

 

Чтобы выполнить такие задания, учащиесядолжны владеть запасом определенных терминов и понятий, проявлять наблюдательность, анализировать полученные данные, уметь устанавливать между ними взаимосвязь.

 Как  только  дети научатся определять  в предметах различные признаки, мы переходим  к следующему  этапу: формированию понятий об  общих и отличительных свойствах. Выполняем упражнения на определение   в предметах существенных свойств и   свойств несущественных. Используем  два логических приема: прием сравнения  предметов, а также  прием изменения  свойств предметов. С помощью этих приемов знакомимся с рядом логических понятий.

Изучение понятий –процесс, включающий различные приёмы и методы. Необходимым фактором в этом процессе является практическая деятельность ребенка, изучение им предметов и свойствокружающего  мира. Из логических приёмов в процессе формирования понятий наиболее важную роль играют, анализ, сравнение,синтез, абстрагирование и обобщение.

Чтобы научиться выделять существенные признаки предметов, нужно,  сравнить их, определить общие черты, свойства, найти чем предметы отличаются друг от друга. Сравнением в широком смысле слова называется логический прием, при помощи которого устанавливается сходство и различие предметов действительности.

При работе над сравнением предметов мы определяем у них общие признаки, которые могут послужить основой для выделения группы предметов и различияеё от других групп. Например, сравнивая такие предметы, как коробка, кубик, дом и т. п., мы находим у них общий признак — «иметь объёмную кубическую форму», на основании которого отличаем эти предметы от всех других предметов, не обладающих этим признаком.

Изучив определенныепризнаки предмета, и представив в мышлении предмет в целом, мы узнаем егонеобходимость, выделяем такие его признаки, которые нельзя воспринять при помощи органов чувств.

Определив существенные признакив предмете, мы отстраняемся от всего несущественного, второстепенного. Мысленное выделение тех свойств предмета, которые составляют качественную его специфику и отвлечение от несущественных, второстепенных свойств, называется абстрагированием.

Выделенные при абстрагированиипризнаки мы объединяем предметы, наделенные общикми прищзнаками, в группы и даем им наименования. Прием, с помощью которого отдельные предметы объединяются в классы на основе присущих им общих признаков, называется обобщением.На основе вышесказанного выделяем такие приемы, которые при использовании на уроках дают высокие результаты:

«Прием обобщения».

«Высказывания» (истинные, ложные).

«Прием классификации».

«Прием анализа и синтеза».

« Прием сравнения, существенные и несущественные свойства».

 

Во 3-4 классах использую задания с постепенным нарастанием сложности. Предоставляю ученикам самостоятельность в поиске решения задач, возможно даже пройти по неверному пути. Убедившись  в ошибке, возвращаются к началу решения  и ищут другой, верный путь решения.

Представлю, работу на первом этапе.

Iвид задач

Задача 1

Сумма четырех различных чисел равна 13. Наименьшее из этих чисел на 5 меньше наибольшего. Найди эти числа.

В решении таких задач учащиеся  выводят рекомендацию: в поиске ответа на вопрос задачи можно использовать способ подбора.

Рассуждения удобнее начать с наименьшего из чисел. Пробуем число 0, затем число 1 и т.д. (1,2,4,6.)

 

IIвид задач

Задача 2

Столб длиной 15 м  распилили на 5 равных частей. Сколько распилов сделали?

Учащимся даётся  возможность найти результат, оценить его и если допущена ошибка, решить задачу сначала.В ходе рассуждения учащиеся приходят к следующему выводу: при поиске решения незнакомой задачи полезно сделать чертеж (рисунок), так как работа с чертежом может являться способом решения задачи.

 

III вид задач

Задача 3. Муравей находится на дне колодца глубиной 30м. За день он поднимается на 18м, а за ночь сползает вниз на 12м. Сколько дней нужно муравью, чтобы выбраться из колодца?

В процессе решения данной задачи учащиеся приходят к выводу, что нужно делать дополнительные построения или перестраивать чертежи с учетом найденных чисел.

 

IV вид задач

Задача 4.

Разложи 45 шариков в 4 коробки так, что если число шариков в третьей коробке увеличить в 2 раза, а в четвертой уменьшить в 2 раза, а в первой и второй оставить без изменения, то в каждой коробке будет одинаковое число шариков.(1)2+2+1+4=9час., 2)45:9=5 шар.в 3кор. 3)5*2=20 шар. в 1 или 2 кор. 4) 5*4=20шар.в 4 кор.)

Эти задачи позволяют вывести следующую рекомендацию для учащихся при решении нестандартных задач: для того чтобы решить задачу, бывает нужно ввести вспомогательный элемент (часть).

 

Сформулированные рекомендации по решению нестандартных задач объединяются в следующей памятке.

Памятка.

  1. Если тебе трудно решить задачу, то попробуй:переформулировать задачу другими словами, чтобы она стала более понятной и знакомой;
  2. сделать к задаче рисунок или чертеж; подумай, может быть, нужно сделать на них дополнительные построения или изменить чертеж в процессе решения задачи;
  3. ввести вспомогательный элемент (часть);
  4. использовать для решения задачи способ подбора;
  5. разделить условия или вопрос задачи на части и решить ее по частям;
  6. начать решение задачи «с конца».

Приведенные выше  задания способствуют, с одной стороны, развитию познавательных способностей детей, а с другой стороны помогают глубже и прочнее овладеть програмным материалом.

Изучив теорию развития мышления, я поняла, что на уроках русского языка, литературного чтения, естествознания, познания необходимо включать задания, связанные с умением делать выводы, используя приёмы анализа, синтеза, сравнения и обобщения, так как новые стандарты в обучении  требуют повышенных умственных усилий, применять поисковую творческую жилку, самостоятельности. В решении этой задачи мне помогает использование  дидактических игр в сочетании с другими методами обучения.

Дидактические игры приводят в работу, прежде всего, наглядно - образное мышление, а затем и словесно – логическое.При использовании  дидакитических игр у детей формируется самостоятельное мышление, использование полученных знаний в различных условиях.

На своих уроках использую следующие дидактические игры:

« Вопросы шутливые, ответы правдивые»

«Высказывания» (ложные,истинные)

Составление высказываний со словами «все», «некоторые», «только»,«иногда»,  «иной», «и», «или», «любой»,

« Угадай предмет

« Заполни магический квадрат»

« Верю, не верю»

Упражнения на преобразование слов.

Задания на нахождение закономерности.

«Доскажи словечко».

« Продолжи ряд»

«Закончи фразу»

Преобразуй ложное высказываниевистинное.

«Четвёртый лишний»

«Магические квадраты»

Загадки

«Ребусы»

Данная работа будет результативной только при условии систематического включения заданий по развитию логического мышления в структуру урока на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. И у ученика формируются:

  • высокий уровень элементарных мыслительных операций;
  • высокий уровень активности, расковонности мышления;
  • выокий уровень организованности и целенапрвленности,

проявляющейся в ориентации на выделение существенного в явленияхчто являетсянеобходимымусловием для успешного обучения в среднем звене.

Работая с дидактическими играми,часто использую групповую работу. Использование на уроках групповой работы доказывает то, что:

  • возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;
  • между детьми меняется характер взаимоотношений: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
  • резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют,растет самокритичность;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе.

 

 

 

 

 

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Каждый учитель длолжен быть нацелен на то, чтобы – его ученики вырабатывали в себе привычку к упорному творческому,самостоятельному труду. Главное для педагога – не столько дать учащимся прочные знания, сколько научить их учиться самостоятельно. Ничто не развивает ребёнка, как обдумывание идеи решения задачи и его попытки рассуждать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При изучении теоретических аспектов проблемы развития логического мышления младших школьников я пришла к выводу, что формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса.

Мышление идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга. Когда человек мыслит, он не ограничивается установлением того или иного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление школьников, несомненно, имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Многолетний психолого-педагогический опыт убедительно доказывает, что даже младшие школьники в состоянии усваивать, причем в обобщенной форме, гораздо более сложный материал, чем это представлялось до последнего времени. Следовательно, развитие логического мышления в процессе учебной  деятельности младшего школьника будет эффективным, если структура и содержание заданий для  младших школьников будут направлены, на формирование и развитие у них логического мышления будут носить систематический и планомерный характер.

Одна из основных задач психологии и педагогики – до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.

Если мы хотим, чтобы наши дети были знающими врачами, способные выстраивать правильные пути лечения, толковыми юристами склонными к анализу всех фактов, им необходимо учиться мыслить отвлеченно, по правилам, логически, освоить простые и сложные виды умозаключений. Так давайте же дадим детям этот шанс!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг результатов учебных достижений младших школьников

Практика показала, что при направленном развитии мышления, учебный процесс приобретает для школьников личностный смысл.

Общая успеваемость за три года в классе составила 100%

Процент качества:

2015-2016

2016-2017

2017-2018

54%

57%

81%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты внеурочной деятельности учащихся по учебным предметам

(награды, грамоты, дипломы, свидетельства)

 

Предмет

Мероприятие

Результат

Подтверждающий документ

Дата

1

Математика

Окружающий мир

логика

Международная олимпиада

«Эму специалист»: 

 

1м -3 уч-ся

диплом

2015

2

История, литература

 Международная олимпиада «Золотое руно»

3м -1 уч-ся

диплом

2016

3

Математика

Международная олимпиада «Кенгуру – математика для всех»

3 м- 1 уч-ся

 

диплом

2016

4

Интеллектуальный марафон

Республиканский конкурс «Ак бота»

1м - 1 уч-ся

2м – 1 уч-ся

 

диплом

2016

5

Русский язык

Районная олимпиада

1м -1 уч-ся

грамота

2017

6

Математика

Районная олимпиада

1м -1 уч-ся

грамота

2017

7

Русский

математика

Республиканская олимпиада «КИО»

 

1 м - 3 уч-ся

2м - 2 уч-ся

3 м – 1 уч-ся

диплом

2017

8

математика

 

Международная олимпиада «Непоседы»

1 м – 2 уч-ся

3 м – 2 уч-ся.

 

диплом

2018

9

Русский язык:

Международная олимпиада «Непоседы»

1 м – 2уч-ся

диплом

2018г

10

логика

Международная олимпиада

«Слон»

Лауреат – 3  уч-ся

грамота

2018

 

 

 

 

 

 

 

Республиканская олимпиада «КИО»

 

 

 

 

 

 

Международная олимпиада «Вундеркинд»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международная олимпиада «Эму специалист»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международная олимпиада «Кенгуру – математика для всех»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Республиканский конкурс «Ак бота»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Районная олимпиада

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международная олимпиада «Непоседы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Выготский, Л.С. Педагогическая психология./ Под ред. В.В.Давыдова.- Москва, 1996. С.405 – 408.

2.  Зак, А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль:

« Академия развития», 1998.-192с.

3. Кротов И.С., Гимнастика для ума. Логические задачи и головоломки.- Москва:2006.-288с.

4.Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Каменский. – В 2-х т. – М., Педагогика, 1982.

5.Ушинский К.Д. Детский мир. Первые уроки логики / К.Д. Ушинский. – Собрание сочинений. Т. 4. – М.;Л.: АПН РСФСР, 1949.

6. Халперн Д. Психология критического мышления СПб., 2000. с 34-39

7. Холодная М.А. Психология интеллекта 2002 с.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


S?]j޷cF#*ȥ;s6;?Ib>
Текст