"Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша білім бөлімі Ақкөл қаласының №2 жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа №2 города Акколь отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области"

Мы в соц.сетях

 https://www.facebook.com/profile.php?id=100030859989088   

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ «ҚҰНДЫЛЫҚТАРҒА НЕГІЗДЕЛГЕН БІЛІМ БЕРУ»

ПРОЕКТ

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

«ҚҰНДЫЛЫҚТАРҒА НЕГІЗДЕЛГЕН БІЛІМ БЕРУ»

 

Содержание

1. Введение

2. Нормативное правовое обеспечение

3. Цели и задачи

4. Современное состояние воспитания обучающихся 

5. Ценностные основы и основные направления реализуемой Программы

6.Условия реализации Программы

7. Механизмы реализации Программы

8. Ожидаемые результаты

1.Введение

  Программа «Құндылықтарға негізделген білім беру» (далее- Программа) предусматривает трансформацию эмоциональной среды организаций образования, сознания всех участников образовательного процесса, формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание комфортной среды для духовно-нравственного развития обучающихся, воспитание в них общечеловеческих и национальных ценностей, повышения академической успеваемости, социализации, профессиональной ориентации, развития критического мышления, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа реализуется организацией образования в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с другими объектами социализации – социальными партнерами организаций образования.

2. Нормативное правовое обеспечение

Программа отвечает требованиям следующих документов:

- Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»;

 - Послание Президента Республики Казахстан К.К. Токаева народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана»

- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы,утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988;

- Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Руханижаңғыру», утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 апреля 2019 года № 145.

- Программа нравственно-духовного образования "Самопознание", утвержденная приказом №522 Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 сентября 2018 года.

 3. Цель и задачи  Программы 

 Цель Программы:  развитие общечеловеческих и национальных  ценностей, повышение роли семьи в воспитании обучающихся.

 Задачи Программы:

1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

2) создание условий для развития индивидуальности, критического мышления и функциональной грамотности, способности самостоятельно решать проблемы; развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, развитие эмоциональной устойчивости к жизненным трудностям, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни;

3) повышение роли, участия родителей в учебно-воспитательном процессе;

4) улучшение эмоционального климата школы, развитие образовательной среды, которая будет обеспечивать индивидуальное благополучие и развитие как учащихся, так и персонала;

5) Формирование у обучающихся   навыков самопознания, самооценки, самовоспитания, саморазвития.

  4. Современное состояние воспитания детей и молодёжи

Характерной особенностью современного состояния воспитания в организациях образования Казахстана является направленность на обновление его содержания с позиции социально востребованных ценностей, традиций, поведенческого опыта.

         В Концептуальных основах воспитания общенациональные ценности «Руханижаңғыру» предопределены как   приоритетные направления обновления базового содержания воспитания. Смысл и назначение этих направлений состоит в модернизации многообразия педагогических систем и организаций педагогического процесса, современного воспитательного пространства, расширении круга нравственно-духовных и общекультурных ценностей, обеспечении целостного подхода школы, семьи, государства и общества к практике воспитания юных казахстанцев.

         На сегодняшний день в Казахстане ведется значительная работа по совершенствованию системы воспитания детей и молодежи, воспитание определено как приоритетное направление.          

         Вместе с тем, требует решения ряд актуальных проблем.

Сегодня наблюдается системное снижение здоровья учащихся во всех ее аспектах (нравственном, физическом, психическом, социальном): рост преступности среди несовершеннолетних; злоупотребление алкоголем, табакокурением, наркотиками; учащение случаев суицида; раннее вступление в половые отношения; нарастание религиозных воззрений самого различного толка и пр.

   По данным исследования ЮНИСЕФ 2017 года, две трети школьников в Казахстане испытывают или являются свидетелями насилия со стороны учеников или учителей. На учете органов внутренних дел ежегодно состоят около 7 тысяч несовершеннолетних, находящихся в зоне риска, и 10 тысяч неблагополучных семей. Свыше 3 тысяч детей совершают уголовные преступления. В 2018 году было совершено 2125 преступлений по отношению к детям, 2277 несовершеннолетних детей стали жертвами (на 5,5% выше, чем 2017 г.). Среди факторов, влияющих на эти показатели, – недостаточность воспитания в семье и школе.

Вышеупомянутые данные охватывают всего несколько примеров тревожных статистических данных, свидетельствующие об имеющемся кризисе в системе воспитания учащихся. Согласно Концептуальным основам воспитания, это не может не отразиться в ближайшем будущем на здоровье нации; ее интеллектуальном потенциале, конкурентоспособности и национальной безопасности страны в целом. Нужна новая практика воспитания, преодолевающая недостатки, которые долгие годы закреплялись в школе.

5.    Ценностные основы и основные направления реализуемой Программы

         Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности (человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир) и национальные ценности (язык, история, искусство, фольклор, традиции и обычаи народа).

Содержание программы поможет обучающемуся познать самого себя и сформировать благородные качества характера, основанные на осознании и приоритете общечеловеческих и национальных ценностей.  Только положительные черты характера делают человека личностью, достойной уважения. Он позволяет такой личности достичь не только материальных ценностей, необходимых для полнокровной жизни, но достичь внутренней гармонии, радости и счастья. 

  Программа «Құндылықтарға негізделген білім беру» должна проводиться как в организации образования и дома, так и в обществе, с участием и вовлечением всех заинтересованных сторон и сообществ. Программа должна быть интегрирована во все аспекты жизни организации образования и общества.

 

6.  Условия реализации Программы

 Способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающие гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся, определяют практико-ориентированные условия обучения:

1) программа должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания, отражающейся в школьном климате, культуре, поведении и отношении всех сотрудников.

2) интеграция общечеловеческих ценностей и национальных в содержание учебных дисциплин и внеурочных мероприятий;

3) активное участие родителей в учебно-воспитательном процессе, нравственно-духовное просвещение родительской общественности;

4) сотрудничество с общественными организациями и творческими союзами, социальными институтами в целях нравственно-духовного развития личности.

 

8. Механизмы реализации Программы

  Внедрение Программы воспитания осуществляется всем коллективом организации образования: администрацией, каждым педагогом, классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами, кураторами, воспитателями, педагогами дополнительного образования, методистами, библиотекарями, техническим персоналом, а также представителями родительской общественности.

  Этапы Программы:

1.   Руководитель организации образования создаёт рабочую группу из представителей администрации, педагогов, педагогов-психологов, социального педагога, технического персонала, родителей и обучающихся. Рабочая группа ответственна за выполнение программы в учреждении образования.

2.   Под руководством рабочей группы участники образовательного процесса выбирают из предложенного списка ценностей и качеств характера те, которые хотели бы сформировать в течение учебного года (по одному в месяц).

 

1)   Патриотизм

2)   Уважение

3)   Гуманность

4)   Сотрудничество

5)   Ответственность

6)   Честность

7)   Трудолюбие

8)   Скромность

9)   Справедливость

10)         Здоровье

11)         Смелость

12)         Щедрость

13)         Настойчивость

14)         Любовь

15)         Эмпатия

16)         Чистоплотность

 

3.            Роль администрации организации образования:

1)    в начале каждого месяца разъяснить ценность данного месяца коллективу организации образования;

2)   проведение внутришкольных мероприятий совместно с коллективом;

3)   при принятии каких-либо решений учитывать мнение коллектива;

4)   сделать максимально комфортными комнату для учителей и персонала;

5)   каждый день встречать обучающихся на входе в организацию образования (желательно знать имя всех обучающихся);

6)   посещение семей с целью ознакомления с условиями жизни и воспитания ребенка в семье.

7)   создавать благожелательную атмосферу организации образования.

4.   Все члены коллектива организации образования должны быть образцами поведения:

1)   создание эмоциональной атмосферы (никто не должен говорить на повышенных тонах);

2)   быть благожелательным к детям, друг другу;

3)   не иметь вредных привычек;

4)   не критиковать (взаимоотношения должны быть открытыми, доверительными);

5)    все сотрудники должны вносить свой вклад в развитие детей, начиная с охранной службы и технического персонала, заканчивая учителями и директором школы. Хорошие качества должны преподаваться с точки зрения «Делай, как я», нежели «Делай, как я говорю». Члены администрации, учителя, классные руководители, воспитатели, родители и др. прививают ценности учащимся, будучи сами образцами для подражания;

5.   Атмосфера организации образования:

1)   учебные кабинеты должны быть комфортными для обучающихся;

2)   организация образования должна быть хорошо освещена;

3)   уделять внимание на температуру и качеству воздуха (вовремя проветривать помещения);

4)   наличие средств гигиены в туалетных комнатах;

5)   мебель должна быть исправной и чистой;

6)   оформление организации образования должно быть в соответствии с ценностью месяца.

6.   Психологический настрой на урок: в начале первого урока педагоги проводят различные приемы работы для создания благоприятной обстановки:

1)   формирование привычки ежедневного чтения в начале дня;

2)   ознакомление педагогов с различными приёмами создания благоприятной обстановки класса, группы.

7.   Создание условий для применения ценностей в реальной жизни:

1)   проводить социальные проекты;

2)   оказывать помощь в реализации идей и предложений членов школьного парламента;

3)   предоставить возможность изменения обучающимися дизайна организации образования, кабинета;

4)   дать автономию обучающимся в принятии некоторых решений;

5)   увеличить интерес обучающихся к занятию спортом.

8.    Учебно-воспитательный план организации образования:

1)   эмоциональная грамотность (научить учащихся понимать свои эмоции, а также уметь объяснить эмоции других людей, думать и делать выводы о реальных проблемах);

2)   использование педагогами ценностей в ходе урока;

3)   на классных часах: читать образцы литературы, проводить тренинги и игры;

4)   в каждое мероприятие интегрировать ценности.

 9.   Участие родителей в учебно-воспитательном процессе

1)   участие родителей в жизни организации образования:

а) создание совета отцов, академии мам, бабушек, советы старейшин;

б) организация родителями различных мероприятий, в том числе и классных часов;

в) проведение спортивных мероприятий с родителями;

г)  проведение форума родителей.

10.   Роль директора

 Наиболее важным, ответственным за успех или провал инициативы по Программе, лицом является директор организации образования. Для управления   организацией образования эффективному руководителю нужно: иметь понимание, быть преданным и не бояться действовать. То есть, для начала директор должен понять суть и цель Программы. Затем он должен принять видение, стать преданным цели и идеи программы и в действительности захотеть запустить ее под своим наблюдением. И, наконец, директор должен обладать необходимыми навыками для внедрения качественной программы.

1.   В начале учебного года директор знакомит родителей с Программой;

2.   В начале каждого месяца проводит конференцию с коллективом организации образования, на которой обсуждается ценность, которая будет внедряться;

3.   Важно знать имя каждого обучающегося;

4.   Проводит встречи с одним классом (группой) в неделю;

5.   Проводит семинары, тренинги с родителями один раз в четверти (семестре);

6.   Принимает участие во всех мероприятиях организации образования;

7.   Один раз в месяц проводит  тренинг для педагогов по ценностям;

8.   В начале каждого рабочего дня проводит обход организации образования и работников;

9.    Создает благоприятную обстановку в организации образования;

10.  В конце каждого месяца проводит совместно с коллективом анализ проведённой работы,  делает награждение и   замечания.

11. Роль заместителя директора по учебной работе

  Заместитель директора должен создавать и совершенствовать систему ответственности за реализацию плана по воспитательной работе.  Он должен установить ясные и конкретные требования для каждого функционального подразделения, учителя и сотрудника для совершенствования своей работы по нравственному обучению и регулярно оценивать эффективность работы учителей и сотрудников. Наряду с качеством преподавания предмета должен контролировать использование заданной ценности на уроке.

1.   С целью контроля введения ценностей в учебную программу посетить 1 урок в день;

2.   Контролировать наличие ценностей в КСП;

3.   Организовывать мастер-классы для педагогов в начале и конце месяца.

11. Роль заместителя директора по воспитательной работе

  Заместитель директора по воспитательной работе должен создавать и совершенствовать систему ответственности за реализацию плана по воспитательной работе в организации образования. В его обязанности   входит разработка годовых, месячных и недельных планов по воспитательной работе; разделение труда и определение конкретных задач классов и ученических сообществ (кружков, клубов, школьного парламента и др.) для завершения плана работ; организация и координация взаимного сотрудничества между всеми ответственными за нравственное воспитание в организации образования и за ее пределами; создание основ нравственного воспитания в организации образования и за ее пределами и объединение их опыта сотрудничества; и обеспечение беспрепятственного выполнения Программы в организации образования.

Каждый день:

1.   В начале каждого рабочего дня проводит обход организации образования;

2.   Встречается с 3-мя обучающимися, 2 педагогами и 1 родителем;

3.   Проводит 10 минутную беседу с одним из сотрудников технического персонала;

Каждую неделю:

1.   Индивидуальные встречи с педагогами, воспитателями;

2.   1 раз в неделю обсуждает ценность с коллективом;

3.   Контролирует внедрение ценностей и анализ выполнения программы.

Каждый месяц:

1.   Организовывает встречи педагогов с администрацией организации образования;

2.  Проводит  профориентационную работу с обучающимися;

3.  Проводит  встречу с профориентаторами;

4.   Посещает семьи 2 обучающихся;

5.   Проводит мероприятия с самоуправлением организации образования;

6.   Следит за оформлением организации образования в соответствии с ценностями.

Каждую четверть (семестр):

1.   В начале четверти планирует культурное мероприятие и контролирует его исполнение;

2.   Проводит семинар для классных руководителей;

3.   Проводит работу по усилению кружковой работы;

4.   Проводит мероприятие с сотрудниками организации образования;

5.   Должен ознакомиться с психоэмоциональным портретом каждого обучающегося.

12. Роль учителей

  Главная роль учителя в программе – быть примером и проводить уроки в соответствии с заданными ценностями.

Суть нравственного воспитания также заключается в том, чтобы учитель создавал возможность учащимся организовывать собственный опыт более сложными способами. Первым шагом в этом долгом процессе должно быть чувство учеников, что их принимают и уважают за то, кем они являются, и за убеждения, которым они следуют. Только тогда педагоги смогут начать стимулировать процесс развития, который призван помочь учащимся продолжить свое нравственное воспитание после окончания классного урока. Учитель должен использовать ценность на каждом уроке, внеурочном мероприятии.

13.   Роль классных руководителей

Класс является основной единицей в школе для проведения нравственного воспитания и реализации плана по воспитательной работе. Работа классных руководителей занимает большое значение в воспитании нравственного характера и направлении учащихся. Классные руководители несут прямую ответственность за реализацию плана по воспитательной работе. Они должны планировать и проводить образовательные мероприятия, опираясь на требования к содержанию, с учетом фактических обстоятельств в классе. Они должны организовывать и создавать классные коллективы, обучать отдельных учащихся, укреплять менеджмент класса и создавать хорошую атмосферу в классе. Классные руководители должны обращать внимание на развитие инициативы учащихся и их способностей к самообучению и самоуправлению. Они должны координировать свою работу с преподавательской работой других учителей своего класса, поддерживать тесный контакт с родителями и активно заручиться поддержкой родителей и общества.

 До начала учебного года каждый классный руководитель школы изучает анкету и личное дело каждого учащегося. Эта информация помогает узнать состав и контингент класса, записать особенности каждого ребёнка, что является крайней необходимостью в работе с детьми до окончания школы.  Администрация лицея должна не нагружать своих учителей, в том числе классных руководителей дополнительной бумажной работой, потому что учителя уже достаточно загружены учебно-воспитательной работой и потому что большая часть работы в школах должна строится на взаимном доверии. Таким образом, классные руководители не обязаны планировать или протоколировать каждое мероприятие на бумаге.

Классный руководитель является одними из главных ответственных лиц в школе по предоставлению Программы учащимся. В этой связи, они проводят ряд мероприятий, такие как совместное обсуждение успеваемости, поведения и социально-эмоционального развития детей; проведение воспитательных часов (классных часов) на нравственные темы; организация концертов, экскурсий, походов, соревнований и множества других интеллектуальных, культурных, развлекательных и спортивных мероприятий.

 Если классный руководитель замечает спад в академической успеваемости учащегося, потерю интереса к учёбе/определённому предмету, проблемы в поведении и психологическом или эмоциональном состоянии учащегося, он обязательно должен выяснить причину этого явления. В первую очередь он разговаривает с самим учащимся, затем с соответствующим учителем-предметником и, при необходимости, с родителем/опекуном ребёнка. Для получения дополнительной консультации, классный руководитель может обратиться к школьному психологу или заместителю по воспитательной работе. Такой индивидуальный подход помогает подобрать подходящие методы обучения и воспитания ребенка и построить с ним/ней правильные и гармоничные взаимоотношения.

14. Роль педагогов-психологов

Педагог-психолог должен быть в тесных взаимоотношениях с обучающимися и следить за формированием положительных качеств их характера.

1)    проводит  индивидуальные и групповые встречи, беседы с обучающими и коллективом;

2)    проводит  тренинги с обучающимися;

3)    проводит  консультации, беседы, тренинги с родителями

4)    каждый день планирует беседу с 4 обучающимися с целью определения психоэмоционального состояния;

5)    в начале и конце учебного года определяет эмоциональное состояние обучающихся.

Роль психолога важна для развития эмоциональной устойчивости к жизненным трудностям, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни обучающихся.

15.Роль библиотекаря

Библиотекарь участвует в разработке и реализации Программы.Он должен быть примером для обучающихся и коллектива. Каждый месяц участвует в обсуждении ценности и обеспечивает необходимым материалом.

1)    один раз в месяц проводит конкурсы среди учащихся по чтению;

2)    каждый месяц составляет список литературы;

3)    каждый месяц делает уголок крылатых выражений.

 16. Роль заместителя директора по хозяйственной работе

 Заместитель директора по хозяйственной работе должен быть примером для коллектива и учащихся, каждый месяц проводит беседы с техническим персоналом и внедряет ценности в правила внутреннего распорядка, в работу по охране труда и техники безопасности, вносит свой вклад для создания благоприятной атмосферы организации образования.

17. Роль обслуживающего и технического персонала(вахтеров, охранной службы,поваров и т.д.)

Наряду с качественным выполнением работы они должны быть примером для обучающихся и также вносить свой вклад для создания благоприятной атмосферы организации образования.

18. Роль семьи

Роль семьи в нравственном и социальном воспитании детей всегда была очень важной. Нравственное воспитание начинается дома. Большая часть убеждений детей о том, что хорошо, а что плохо, формируется еще до того, как они приходят в школу. Семья является основным моральным воспитателем ребенка. Джозеф Лейтон, в своей книге «Человек и общественный порядок» писал, что «семья является первым и, возможно, самым влиятельным образовательным учреждением». По словам Лейтона, «чувство самосознания, социальная и нравственная жизнь человека начинает развиваться именно в семье». Очень большое влияние для этого развития оказывали родители, которые обеспечивали дисциплину и ценностно-нравственное воспитание.

Lickona, (2009) считает, что несмотря на то, что школа играет центральную роль в развитии характера учащихся, наиболее глубокое влияние на развитие учащихся (социальное, моральное, поведенческое или академическое развитие) оказывает семья, особенно родители ребенка. Родители являются первыми учителями этики и морали своих детей (Lickona, 2009). Таким образом, то, как родители воспитывают ребенка, является определяющим фактором формирования характера ребенка.

Родители должны прикладывать усилия, чтобы обеспечить хорошую семейную среду для здорового роста своих детей (Fairbrother, 2006). Некоторыми из факторов воспитания, которые влияют на формирование черт характера и ценностей ребенка, являются: любовь родителей, последовательность в воспитании, реакция на знаки и сигналы детей, моделирование, выражение ценностей, уважение к ребенку и открытые разговоры с ребенком (Berkowitz, 2002).

Также известно, что дети учатся, наблюдая. Поэтому, важно, чтобы взрослые демонстрировали положительные черты характера дома, в школе и в обществе.

 

8. Ожидаемые результаты от реализации Программы

В ходе реализации Программы обучающийся должен обладать следующими нормами поведения и личных качеств:

● уметь отличать правильное от неправильного;

● ценить и любить жизнь, имея чувство собственного достоинства и самоуважение;

● любить и уважать своих родителей;

● ценить и вести здоровый образ жизни;

● избегать вредных привычек, таких как курение, алкоголь, азартные игры и т.д.;

● принимать ответственность за свое поведение и действия;

● проявлять уважение и непредвзятость ко всем людям, независимо от их пола, возраста, расы, национальности, религии, социально-экономического положения и образовательных потребностей;

● содействовать в формировании культуры, которая ценит полезность; ценит других людей и уважение к окружающей среде;

● уважать эмоциональную и физическую неприкосновенность других детей;

● не наносить физический вред другим;

● излагать свои мысли в уважительной форме;

● слушать и стараться понять мнение и точку зрения других людей;

● уметь проявлять доброту, заботу и эмпатию в соответствующих ситуациях;

● исследовать и анализировать;

● исследовать и развивать свой потенциал в искусстве;

● использовать технологии для поддержки коммуникации и обучения;

● мыслить творчески и критически;

● принимать мудрые решения;

● быть честным;

● быть трудолюбивым;

● проявлять усердие и настойчивость в учебе; относиться к учёбе с ответственностью;

● достигать целей и рефлексировать над своей успеваемостью;

● уметь работать самостоятельно и в группе;

● служить образцом академической честности;

● развивать навыки и энтузиазм для обучения на протяжении всей жизни;

● соблюдать школьные правила;

● соблюдать правила безопасности в любое время, вне зависимости от местоположения учащегося;

● развивать интерес к окружающему миру;

● иметь позитивное отношение к окружающему миру и сохранению экологического равновесия;

● рефлексировать над проблемами, встречающимися перед обществом, и реагировать на них с помощью положительных действий;

● быть патриотом, готовым служить интересам Казахстана;

● уважать и соблюдать нормы Конституции и законы Республики Казахстан;

● верить в ответственную гражданскую позицию;

● быть социально ответственным и позитивным членом сообщества;

● овладеть государственным языком;

● служить образцом для подражания младшим учащимся.

Таким образом, Программа направлена на формирование человека гармоничного, всесторонне развитого, обладающего развитыми духовно-нравственными качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.


S?]j޷cF#*ȥ;s6;?Ib>
Текст