Концепция интерактивного урока,
посвященного Дню Первого Президента
Тема
классного часа: Туған жер – Туған ел.
Идея урока (педагогическая
цель): продвижение ценностей духовного возрождения.
Цель
урока: обсуждение возможностей третьей модернизации для
личностного роста каждого казахстанца.
Третью модернизацию Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев назвал
надежным мостом в будущее, навстречу целям Стратегии-2050. И отметил, что она
будет проводиться на базе Плана нации «100 конкретных шагов».
В результате Первой модернизации Казахстана был осуществлен переход от
плановой экономики к рыночной. Это началось в сложный период развала Советского
Союза, период потрясений, гражданских войн и экономической разрухи. Но именно
тогда и родилось новое государство, которого не было на карте мира и которое
вышло из того периода с минимальными потерями и наибольшими приобретениями.
Результаты Второй модернизации, которая началась с принятия Стратегии-2030
– это рождение новой столицы Астаны и вхождение Казахстана в число 50-ти
конкурентоспособных экономик мира.
Если первые две модернизации Казахстана были связаны с политическим и
экономическим обустройством молодого государства, то третья по своему замыслу и
по своим масштабам представляет собой наиболее сложный вектор развития
казахстанского общества. Она непосредственно касается каждого казахстанца,
включая самых юных граждан страны. Речь идет о духовном возрождении нации.
Ожидаемые результаты урока:
генерирование идей, проектов личностного роста в контексте третьей
модернизации.
Основной принцип урока: данный урок является своеобразным стартом для
составления старшеклассниками и студентами планов (проектов) личностного роста
на весь учебный год, который завершится уже фестиваль- уроком. или уроком
общественного смотра, или симпозиумом, или иной формой творческого отчета
каждого старшеклассника/студента по выполнению сосбственного плана (проекта)
личностного роста.
Структура урока: І. Просмотр
видеофильма (15 мин).
ІІ. Обсуждение идей и сюжета
видеофильма (10 мин в микрогруппах).
ІІІ. Презентация результатов обсуждения
в группе/классе (20 мин).
Часть І.
Просмотр видеофильма (15 мин.)
Композиция видеофильма: состоит из
трех частей (пролог, основная часть, эпилог). Пролог.
Видеоряд: фргамент фильма «Султан
Бейбарс» - возвращение на Родину, запах полыни. Фильм создан режиссером
Б.Мансуровым по мотивам повести Мориса Симашко «Емшан». Известный казахский
поэт Олжас Сулейменов в книге «Аз и Я» отмечал, что именно по его совету Морис
Симашко взялся за «мамлюкскую» тему. «Емшан» стал первым из произведений Мориса
Симашко, в котором на первом плане – личность человека, облеченного властью,
история возвышения раба-мамлюка до всемогущего султана. У Симашко власть не
меняет человека к худшему - его герой поднимается на трон из невольничьего
барака и корабельного трюма и приносит с собой свое мировоззрение и свои
привычки, приобретенные им в рабстве. Фильм посвящен событиям XIII века, теме завоеваний
крестоносцев и вторжения татаро-монголов на Ближнем Востоке. Бейбарс – реальная
личность. Он – султан Египта, кипчакского происхождения, который, будучи рабом,
сумел достичь вершин власти, вспоминает весь свой жизненный путь. Только
сейчас, находясь в зените своей славы, он понимает, что какой бы великой власть
ни была, она тленна. Отказавшись от трона, Султан возвращается на свою родину,
и только запах степной полыни помогает ему вспомнить значение слова «көке». Так
он называл в детстве своего отца. Данный фрагмент фильма наиболее ярко передает
основную идею урока: высокие понятия Родины, Отечества в реальной жизни
проявляются в чувствах и поступках человека, не всегда объяснимых и понятных,
но удивительным образом характеризирующих духовный мир человека. Эти образы
нашли свое великолепное воплощение в фильме благодаря мегаисполнению главной
роли талантливого актера Н. Жантурина.
Основная часть.
Шесть
сюжетных линий: 1.
Конкурентоспособность. 2. Прагматизм. 3. Сохранение национальной идентичности.
4. Культ знания. 5. Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана. 6.
Открытость сознания.
67 Эпилог. Видеоряд: фрагмент фильма
«Небо моего детства» – в небе пролетают самолеты, ребенок провожает взглядом
«Небо моего детства» (каз. Балалық шағымның аспаны) – фильм режиссера Рустема
Абдрашева о детстве Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, снятый по
мотивам его литературных воспоминаний «Без правых и левых», «Эпицентр мира», «В
центре Евразии». Данный фрагмент передает идею о том, что как бы высоко не
поднялся человек, мечтать он не перестанет. Как сказал К.Паустовский «Если
отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных
побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во
имя прекрасного будущего». И еще, зрителям фильма – обучающимся, да и педагогам
- важно понять и принять за истину слова Роберта Киосаки: «Различие между
успешным человеком и очень успешным человеком – размер его мечты». Именно этот
фрагмент, взятый в качестве эпилога к видеофильму, может стать отправной точкой
для составления планов личностного роста каждого школьника и педагога. В этом и
заключаются основная цель и ожидаемый результат предлагаемого интерактивного
урока.
Видеоряд: фрагменты кинофильмов сменяются инфографиками, видеосъемками.
Звукоряд: голос за кадром сменяется живыми голосами героев фильма.Описание
основных шести сюжетных линий.
Сюжетная линия 1.
Продвижение интеллектуальных продуктов на региональных и глобальных рынках: от
показателей образованности каждого казахстанца к глобальным индексам
конкурентоспособности.
Вопрос
для обсуждения: Какие качества необходимы для меня, чтобы быть
конкурентоспособным в 21-м веке?
Сюжетная линия
2. Экология жизни человека, семьи, сообщества: от расточительности к
рачительности, сохранение цивилизации и культур; Энергии будущего; Концепция
устойчивого развития).Вопрос для обсуждения:
Стереотип
«как все» или «не хуже других» и твое отношение к затратным мероприятиям
(выпускные вечера, прием гостей, свадьбы и др.).
Сюжетная линия 3.
Единство прошлого, настоящего и будущего. Видеоряд: А) крупный план: смена
собирательных образов: • Младенец в колыбели – мама поет колыбельную песню,
бабушка рассказывает сказку. • Первоклассник – рисует сакского воина → “Золотой
человек” в музее. • Ученик средних классов – составляет летопись семьи «Жеті
ата», учитель рассказывает про Казахское ханство. Вопросы для обсуждения: 1)
Что необходимо сохранить и развить в культуре моего народа для успешного
продвижения в 21-м веке? 2) Как Вы понимаете национальную идентичность?
(дополнительно для студентов).
Сюжетная линия 4.
Обучение в течение всей жизни – интеллектуальная нация. Видеоряд: А) крупный
план: фрагменты интервью со старшеклассниками и студентами, с людьми старшего
поколения (в т.ч. третьего возраста) на тему дальнейшего обучения и возможной
смены профессий; Б) средний план: фрагменты на тему «Они изменили Мир»:
Авиценна, Аль-Фараби, Коперник, Эйнштейн, Менделеев, Циолковский, Стив Джобс и
др.
Вопросы для обсуждения:
Что важнее для меня – диплом или знания? 69 Как мои знания помогают моей
стране?
Сюжетная линия 5.
От трагических уроков ХХ века («Малый Октябрь». Коллективизация. Голодомор.
Политические репрессии. Семипалатинский ядерный полигон. Трагедия Арала.
Целина) к устойчивому развитию (вхождение Казахстана в числе 30-ти наиболее
развитых стран мира).
Вопросы для обсуждения:
1) Назовите глобальную экологическую катастрофу на территории Казахстана.
Причины и последствия. 2) Мой вклад в продвижение Казахстана в «30-ку» наиболее
развитых стран мира.
Сюжетная линия 6.
Открытость и восприимчивость к переменам в мире. Критическое заимствование
опыта других.
Вопросы
для обсуждения: 1) Какой вопрос ты задал бы своему зарубежному сверстнику? 2)
Почему происходит смена праздников в Казахстане (к примеру, день юного
антифашиста, день пионеров, день святого Валентина, хэллоуин)? Часть ІІ.
Обсуждение идей и сюжета видеофильма (10 мин). Выбор одного или двух вопросов
для обсуждения в микрогруппах (по 6-8 человек в микрогруппе). Часть ІІІ.
Презентация идей, проектов (20 мин) Знакомстово с идеями, проектами,
инициативами старшеклассников и студентов, которые представляют собой
логическое продолжение данного урока.
Рефлексия: Я знаю…
Понимаю что…
Думаю, что…