"Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша білім бөлімі Ақкөл қаласының №2 жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа №2 города Акколь отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

 https://www.facebook.com/profile.php?id=100030859989088   

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Открытый урок литературы в 5 классе "Героический эпос: подводим итоги"

09.11.2018

Урок-мастерская

по литературе

Тема урока: «Героический

эпос: подводим итоги» (обобщение по разделу).

 

ЦО, которые достигаются на данном уроке

ОС 1.

Оценивание художественного произведения

ПО 3. Чтение наизусть и цитирование

Цели урока

Учащиеся смогут:

5.

ОС 1. участвовать в обсуждении произведений, выражая свои мысли и чувства

5.

ПО 3. читать наизусть 

выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические,

прозаические)

Критерии оценивания

Учащийся

-

характеризует героя произведения, проводит сопоставительный анализ;

-

систематизирует знания по разделу «Героический эпос»;

-

создаёт творческую работу на основе изученного материала.

Языковые цели

 

-

использовать навыки слушания, говорения, чтения и письма  для выражения своих идей в устной и письменной

форме.

Привитие ценностей

Способствовать развитию культуры взаимоотношений

(уважение, сотрудничество) при работе в группах, парах через содержание текстов

Межпредметные связи

Межпредметные связи прослеживаются с предметами

«История», «Русский язык» и «Изобразительное искусство»

Навыки использования ИКТ

Презентация,

выбор релевантной информации из различных образовательных сайтов

Предварительные знания

На

уроке учащиеся будут продолжать 

совершенствовать навыки чтения и анализа текста, навыки говорения

через диалоговую речь

 

1. Орг. момент.

Эмоциональный

настрой на урок – 1 мин.

-

Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята! Сегодня мы работаем в

формате открытого урока и для того чтобы настроиться на работу, предлагаю вам

посмотреть небольшой ролик.

Мотивационное

видео

о преимуществах работы в группе – 2 мин.

-

Чему учит нас это видео? (сплочённости, умению поддержать в трудную минуту,

помочь тому, кто отстал). Важны ли эти качества в учебном процессе? (конечно,

постигать знания, учиться, усваивать новый материал гораздо легче, когда мы

вместе).

-

Что бы вы хотели пожелать участникам вашей группы и всем присутствующим?..

-

Я желаю вам новых интересных открытий и плодотворной работы… Начнём урок.

 

2. Тема,

целеполагание – 2 мин.

-

Ребята, мы подводим итоги работы по разделу «Героический эпос». Какие

произведения мы изучили в этом разделе? («И.М. и С.Р.», «Песнь о вещем Олеге»,

«Бородино», «Отрарская поэма…»).

-

Как вы считаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какие цели поставим

перед собой? (должны вспомнить произведения данного раздела, авторов, терминологию,

подвести итоги и систематизировать полученные знания).

 

3. Актуализация

знаний. Повторение пройденного – 5 мин.

Работа в

группах.

На

столах – набор слов.

Задание: выбрать из

набора слова в соответствии с произведением, к которому они имеют отношение (у каждой группы по 5 стикеров определённого

цвета, на доске – четыре поля: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Песнь о

вещем Олеге», «Бородино», «Отрарская поэма»).

 

Проверка (на слайде):

Название

произведения

«Илья Муромец

и

Соловей-разбойник»

«Песнь о вещем

Олеге»

«Бородино»

«Отрарская

поэма»

Жанр

Былина

Баллада

Сказ

Поэма

Главный

герой

Богатырь

Князь

Солдат

Хан

Время

действия

XVI век

Х

век

1812  г., XIX век

XII век

Вражеская сила

Чёрная

силушка

Хозары

Французская

армия

Отрарцы

Автор

Народ

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

М.Шаханов

 

4. «Лови ошибку!»

- 3 мин.

-

А сейчас, ребята, давайте вспомним, жанры изученных нами произведений. Посмотрите

на слайд и найдите ошибки в определениях жанров. Сопоставьте номера названий

жанров и их определений (работа на листах А-4).

1.

Былина

1. Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное

произведение лиро-эпического характера

2.

Баллада

2.

Эпическая песня-сказание о богатырях

3.

Сказ

3.

Лиро-эпический жанр на исторические, сказочные или бытовые темы, повествование

о трагических, таинственных событиях

4.

Поэма

4.

Монологическая речь рассказчика, выходца из народа, который повествует о событиях

современности или недавнем прошлом

 

Самопроверка: 1 – 2; 2 – 3; 3

– 4; 4 - 1

 

-

Почему «Песнь о вещем Олеге» – это баллада?

-

Почему «Бородино» относится к жанру сказа?

 

5. Игра «Верю –

не верю» - 5 мин.

Каждой

группе будет предложено по три утверждения о героях изученных произведений.

1.     

Чингисхан

был небольшого роста, черноволосый, с чёрными глазами.

Неверно:

Он был высокий, рыжеволосый, с зелёными глазами. На 50% европеец, на 50 %

азиат.

2.     

Отец

назвал Чингисхана в честь побеждённого им (отцом) военачальника.

Верно:

Настоящее имя Чингисхана – Темучин.

3.     

Отрар

под предводительством Каирхана держал осаду 7 месяцев.

Верно.

Наравне с основным войском сражались даже старики и дети.

4.

Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович были верными друзьями и вместе

воевали за Родину.

Неверно:

Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович в

реальной жизни никогда не встречались и жили в разное время.

5.     

Рост "богатырей", о которых писал М.Ю. Лермонтов в

своем стихотворении "Бородино" (Не то, что нынешнее племя: Богатыри -

не вы!), в среднем был 180-190 см.

Неверно:

средний рост солдат русской армии составлял 160 – 165 см. Средний рост

мужчин в 19 веке -162, в 21 – 179

6.      В старости Илья Муромец принял

решение уйти в монастырь.

Верно: Доподлинно

известно, что под старость Илья Муромец принял решение окончить свои дни иноком

и принял постриг в Феодосиевом монастыре (ныне Киево-Печерская лавра), где и

был позже похоронен. Рост богатыря был около 180 см, а позвоночник был

деформирован, возможно, из-за перенесенного в детстве паралича. Так, что не

врет сказка о том, что Муромец на печи 33 года просидел.

7.      Добрыня Никитич был дядей князя

Владимира. Верно.

8.      Князь Олег создал могучее

древнерусское государство. Верно.

- Ребята,

какой факт удивил вас больше всего и почему?..

 

Физминутка.

- Как вы

думаете, богатыри перед боем разминались? Делали физические упражнения?

- Давайте

попробуем сделать богатырскую разминку. От каждой группы выйдет один богатырь,

который покажет нам несколько упражнений для богатырской разминки, а мы

повторим…

Видео «Богатырская сила».

 

5. Разрыв – 2 мин.

- Ребята, а

сейчас познакомьтесь с богатырями 21 века.

Слайды 13 – 15 (информация о тяжелоатлетах:

Александр Фёдоров, Кирилл Сарычев, Михаил Кокляев).

- Можно ли

сравнить этих спортсменов с богатырями – героями наших произведений? (Да, по

физической силе они богатыри, но, чтобы быть настоящим богатырём, нужно иметь

не только физическую силу).

Словарная работа.

Слово Богатырь в русском языке заимствовано из языков

тюркской группы, где является в различных формах: багатур, бахадир, багадур,

батур, батыр, батор, баатар и означает доблестный воин, герой.

6. Создание собирательного образа

богатыря (кластер) – 5 мин.

- Ребята,

ещё раз вспомните всех героев прочитанных нами произведений и создайте

словесный собирательный портрет богатыря: воина, патриота, победителя.

Какой он?

Какими

чертами характера обладает?

Какие

поступки совершает?

Афиширование работ.

7. Творческое осмысление – 5 мин. +

3 мин. На презентацию работ.

Индивидуально, в парах, в группах.

Письмо

от богатыря потомкам.

Диалог

(интервью) с богатырём.

Синквейн с

ключевым словом урока (богатырь, герой, патриот, подвиг, Родина и т.д.)

Есть ли

место подвигу в мирное время?

Чтение работ.

8. Рефлексия.

«М» (мизинец) – мысли, знания,

информация.

- Что нового

я сегодня узнал?

- Какие

знания приобрёл?

«Б» (безымянный) – близость к цели.

- Что я

сегодня сделал и чего достиг?

«С» (средний) – состояние духа.

- Каким было

моё настроение, расположение духа?

- Что было

связано с положительными эмоциями?

«У» (указательный) – услуга, помощь,

сотрудничество.

- Чем я

сегодня помог другим?

- Улучшились

ли мои взаимоотношения с окружающими?

«Б» (большой палец) – бодрость, физическое

состояние.

- Что я сегодня

сделал для моего здоровья?

 

 

Просмотров: 3166


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст