"Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша білім бөлімі Ақкөл қаласының №2 жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа №2 города Акколь отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

 https://www.facebook.com/profile.php?id=100030859989088   

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Рефлексия учителя

11.12.2018

РЕФЛЕКСИЯ

УЧИТЕЛЯ

Ермекова Анна Николаевна

учитель русского языка и литературы

Аккольской средней школы №2

  В

соответствии с современной образовательной парадигмой учитель должен

постоянно контролировать и корректировать свой личностный рост, осуществлять

рефлексию результатов своей профессиональной деятельности. Профессиональная

рефлексия учителя ‒ это его способность отображать «внутреннюю картину мира»

ученика. В педагогической деятельности рефлексия рассматривается как

процесс мысленного анализа какой-либо профессиональной проблемы,

в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление сущности

проблемы и новые перспективы ее решения.

    Процесс познания педагогом самого себя как профессионала, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний в связи с профессионально-педагогической деятельностью, размышление о самом себе как личности, - всё это, несомненно, положительно влияет на

качество учебного процесса, ведь  осознание того, как тебя воспринимают и оценивают учащиеся, коллеги, окружающие люди даёт

понимание, куда двигаться и какие методы и приёмы преподавания использовать в

своей работе далее.

 Для чего же необходима рефлексия учителя? Согласно

мнению Айдарбека Айтпукешева, тренера Центра педагогического мастерства, она

нужна для развития. Учитель  посредством

задаваемых самому себе вопросов, таких как: в чём состоит проблема обучения,

как её решить, что нужно для этого сделать, анализирует прошлые свои действия и

прогнозирует будущие. Кроме этого, рефлексия учит постоянному самоанализу

педагогической деятельности. Каждый день, уходя с урока, мы задаём себе

вопросы: успешно ли он прошёл, была ли продуктивна работа учащихся, сработал

тот или иной приём, запланированный ранее, достиг ли каждый из учащихся успеха.

Во многом причины успеха или неуспеха учащихся зависят от самого учителя, а

именно, от его профессионального мастерства, умения применить современные

методы, средства обучения, спланировать свою деятельность, поставить реальные,

конкретные, достижимые, измеримые предметные цели, сформулировать критерии

успешности, довести их до учащихся, умело организовать групповую, парную работу

на уроке. В этом как раз и помогает ежедневная рефлексия деятельности, когда

после каждого проведенного урока или мероприятия учитель проводит устный или

письменный его разбор, отвечая самому себе на следующие вопросы: были

ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли  целей обучения? Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные

этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему?  Отвечая на эти и многие другие вопросы,

учитель осознанно подходит к планированию будущих уроков, реально понимает

возникшие трудности, постоянно ищет новые пути решения учебных задач.

  В педагогике существует несколько видов

рефлексии: ретроспективная, проспективная,

интерспективная.  

  Суть

ретроспективной рефлексии заключается в том, что делается объёмный анализ

прошедшего события. Проспективная рефлексия – это анализ события, происходящего

в данный момент. В качестве примера можно привести разбор ситуации на уроке во

время выполнения определенного задания: «Измерение температуры», «6 Почему»,

различные вопросы, приёмы, выявляющие, на какой стадии решения учебной задачи

находится ученик. Происходит двусторонний процесс рефлексии, когда и сам ученик

и учитель со своей стороны понимают границы своих возможностей, уровень знаний,

суть возникшей учебной проблемы. Интерспективная рефлексия – это размышления

посредством прогнозирования будущего. Действительно, постоянная оглядка назад

не даст настоящих результатов учебной и педагогической деятельности. А

интерспективный анализ поможет учителю, учитывая прошлый опыт, спрогнозировать  свою  и

деятельность учащихся, наметить такие пути решения возникших проблем, которые

обеспечат достижение учениками успеха в учёбе.

  Успех учителя –

это успех всех его учеников. Именно учитель как координатор учебного процесса,

наставник, умелый тренер, находящийся рядом (учитель-тьютор), а не выше своего

ученика, способен создать такую ситуацию успеха на уроке. На помощь учителю

приходит целая философия, заложенная в технологии РКМЧП. Прежде всего, это

эмоциональный и психологический настрой, способствующий активизации внимания,

снятию напряжение, организации взаимодействия учащихся. Это и трехфазное

построение урока. На стадии ВЫЗОВА - активизация внимания учащихся, вызов

проблемы, когда знание темы вовсе не предполагается, а  учитываются лишь идеи и предположения. На

этом этапе урока возможно использование «Корзины идей», «Свободное письмо»,

«Мозговой штурм», «Ключевые слова», «Ассоциативный кластер» и т.п.

  Следующая фаза

урока – это РЕАЛИЗАЦИЯ.  На этом

этапе  в процессе парной, групповой

работы с применением разнообразных методик происходит решение проблемы,

поставленной в начале урока. РЕФЛЕКСИЯ, как заключительный этап урока как раз

предполагает обратную связь «учитель-ученик». Возможности рефлексировать здесь,

естественно, повышаются: ученик, возвращаясь  

к критериям успеха, сформулированным вместе с учителем в начале урока,

пытается осмыслить свои достижения, оценить себя по критериям, кроме этого, у

него есть возможность оценить работу одноклассников. Возможность рефлексировать

свою учебную деятельность у учащихся есть на каждом этапе урока, всё зависит от

подобранных и приемлемых для учащихся методов обратной связи. Анализируя листы

оценивания, зафиксированные результаты работы на уроке, например,  в виде 3-минутного эссе, «А напоследок я скажу…»,

«Лестница успеха», «Дерево Блоба», «Метод неоконченных предложений», учителю

открываются возможности корректировать и прогнозировать свою дальнейшую

деятельность, вносить изменения и дополнения в планирование уроков, учитывая

уровень знаний и достижений  каждого

учащегося. Таким образом, рефлексивная деятельность учащихся даёт учителю

большое поле собственной рефлексии самоанализа результатов работы, что в

конечном итоге, несомненно, положительно влияет на учебный процесс в целом.

  Говоря о

рефлексии учителя, возникает вопрос о  специфических качествах каждого отдельного

учителя и готовности к самоанализу. Открытость и готовность к

диалогу, толерантность к «чужому» мнению, чувствительность по отношению к другому

человеку (особенно младшему по возрасту), гибкость в поиске альтернативных

подходов решения проблемы, пластичность в коммуникации, личностная активная

исследовательская позиция  – качества, способствующие

продуктивной рефлексии. Но не каждый учитель обладает набором этих качеств.

Современные реалии образования предполагают именно такой,

личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся,

дифференцированные методики преподавания различных дисциплин, обязательный учёт

возрастных особенностей, индивидуализацию в работе с детьми. Только позиция

открытости, понимания, 

заинтересованности успехом всех и каждого ученика  в отдельности 

может работать на положительный результат и, соответственно, качество

знаний.

Другим

индивидуально-психологическим качеством, определяющим способность к

педагогической рефлексии, является эмпатия. В современной психологической

литературе эмпатия является одним из активно используемых понятий для описания

процесса понимания человеком других людей.  При всей многогранности

эмпатии, несомненно, что она является одним из важнейших профессионально

значимых качеств учителя, т.к., становясь его «вторым зрением», позволяет

глубже и тоньше понять внутренний мир ребенка, эффективнее строить общение с

ним.

  Кроме внутренних психологических качеств учителя,

есть одно  ведущее – это глубоко

осознанное стремление и способность к исследованию своей работы, результатов

профессиональной деятельности.

  Безусловно, каждый

человек в той или иной степени знает склад своего ума: предпочитаемые способы

работы с текстом, свои подходы к решению задач, наработанные стратегии в

принятии решений, даже свои типичные ошибки. Но для педагога важно не просто

приблизительное знание о себе, а глубокое рефлексивное исследование своей

индивидуальности.

  Какие же умения необходимы для успешной

исследовательской деятельности учителя? Ш.Таубаева

условно объединила такие умения в следующие группы: 

1) операционные исследовательские умения

(применять методы научного познания, выдвигать гипотезу, намечать цели и задачи

исследования, делать выводы из полученных результатов и теоретического анализа

концепций); 

2) организаторские исследовательские умения

(применять приемы самоорганизации и исследовательской деятельности, планировать

научно-исследовательскую работу, проводить самоанализ и самоконтроль,

регулировать свои действия в процессе работы); 

3) практические исследовательские навыки

(работать с литературой, проводить экспериментальное исследование,

наблюдать факты и явления, собирать и обрабатывать данные, внедрять полученные

результаты в практическую деятельность);

5)коммуникативные исследовательские умения

(применять приемы сотрудничества в процессе исследовательской деятельности,

участвовать в обсуждении задания и распределении обязанностей при проведении

коллективного исследования, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль,

излагать результаты при их анализе в проблемной группе, научной конференции). 

 

Исходя из профессиональных умений, учитель выбирает те или

иные методы

исследования своей работы.

 Знание о самом себе и других не приходит к

человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с

тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь». Перечислим  способы, которые помогают осознать и

осмыслить свой внутренний мир: релаксация

– это физическое и психическое расслабление;  концентрация – это сосредоточение сознания на определённом

объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием. Возможно

сосредоточение внимания на предмете, на ощущениях, на эмоциях и чувствах; визуализация– это

создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация

воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательных

ощущений, а также их комбинаций; самовнушение –

это создание установок воздействующих на подсознательные механизмы психики.

Самовнушение – это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица

в настоящем времени.

Таким образом, рефлексирующий учитель –

это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, по мнению

Д.Дьюи, «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к

саморазвитию и самосовершенствованию.

  Подводя итоги,

отметим, что педагогическая рефлексия - 

это способность педагога мысленно представить себе сложившуюся у ребёнка

картину ситуаций, на этой основе уточнить представления о себе. Рефлексия

означает осознание педагогом себя с точки зрения учащихся в меняющихся

ситуациях. Педагогу важно развивать у себя здоровую, конструктивную рефлексию,

приводящую к улучшению деятельности, а не к разрушению ее постоянными

сомнениями и колебаниями. 

  Профессиональная

рефлексия педагога влияет на уровень профессионализма, педагогического

мастерства, что проявляется в способности педагога к профессиональному

самосовершенствованию и творческому росту на основе психологических механизмов

самоанализа и саморегуляции, способствует преодолению и предотвращению таких

негативных явлений, как ранние «педагогические кризисы», «педагогическое

истощение, обнаружению профессиональных проблем в собственном опыте,

«расшатыванию» негативных профессиональных стереотипов, что повышает

продуктивность педагогической деятельности.

Просмотров: 902


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст