Критериальное
оценивание на уроках русского языка и литературы
Учитель Ермекова А.Н.
Под критериальным оцениванием понимается процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Данная система оценивания позволяет:
- возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
- возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за всё время обучения;
- повысить объективность оценки знаний.
Оценивание осуществляется по заранее определённым критериям. Уровень учебных достижений каждого ученика (знания, умения, навыки) оценивается по критериям и показателям, выделенным в соответствии с требованиями ГОСО РК.
Например, на уроке русского языка в 7 классе по теме «Как помочь бездомным?» совместно с учащимися были разработаны критерии к каждому заданию.
В начале урока учащимся были представлены критерии успеха, согласно целям урока.
Цели урока:
•
Ч5 Формулирование вопросов по тексту и его оценивание:
КРИТЕРИИ УСПЕХА:
- формулируют
различные вопросы на основе выводов и заключений;
- отвечают на вопросы, аргументируя свою
позицию.
•
СРН 4 Соблюдение пунктуационных норм:
КРИТЕРИИ УСПЕХА
- используют предложения, осложненные обособленным определением и обстоятельством;
- правильно расставляют знаки препинания при обособленных членах.
В конце урока обязательно возвращаемся к целям и комментируем, достигли ли их.
Приём «Свободное письмо» позволил учащимся оценить свои достижения по следующим критериям:
• пишут свободное письмо, используя ключевые слова;
• дополняют их зависимыми словами;
• используют предложения с причастным и деепричастным оборотом .
В процессе дальнейшей групповой работы также были разработаны критерии оценивания, которые помогли группам
сделать взаимооценку:
Для 1 группы:
· преобразовывают глаголы в причастия;
· подчёркивают ПО;
· правильно расставляют знаки препинания при обособленных членах.
Для 2 группы:
· преобразовывают глаголы в деепричастия;
· подчёркивают ДО;
· правильно расставляют знаки препинания при обособленных членах.
Для 3 группы:
* правильно формулируют разноуровневые вопросы;
* составляют вопросы, раскрывающие проблему текста;
* используют причастные и деепричастные обороты в вопросах.
На уроке литературы в 7 классе по теме «Повесть
о том, как один мужик двух генералов прокормил» группам было дано задание
проанализировать героев:
1
группа: Портрет мужика.
Художественные детали, раскрывающие характер мужика.
2
группа: Отношение генералов к мужику.
3
группа: Отношение мужика к генералам.
Критерии успеха
1 группа
ü Описали портрет мужика по плану.
ü Определили художественные детали, раскрывающие характер мужика (аргументировали).
ü Обладали понятной, эмоциональной речью.
ü Обладали достаточным словарным запасом.
2 группа
ü Нашли детали, определяющие отношение генералов к мужику (аргументировали)
ü Присутствовала последовательность всех частей монолога.
ü Обладали понятной, эмоциональной речью.
ü Обладали достаточным словарным запасом.
3 группа
ü Нашли детали, определяющие отношение мужика к генералам.
ü Присутствовала последовательность всех частей монолога.
ü Обладали понятной, эмоциональной речью.
ü Обладали достаточным словарным запасом.
На этапе оценивания учащиеся смогли объективно оценить работу групп по представленным критериям.
Критерий представляется учащимся как цель, ожидаемый результат образования, а оценивание по любому из критериев – это определение степени приближения ученика к данной цели. Причём ученик сам понимает степень усвоения материала, так как производит самооценку, взаимооценку, учится видеть проблемы в своей работе и прогнозировать результаты деятельности одноклассников.
Критериальное оценивание, таким образом, помимо обучающего, имеет большое воспитательное значение. Оно даёт возможность мобилизовать усилия учащихся в достижении целей урока, направить, скорректировать свою деятельность на уроке. Учителю такой вид оценивания помогает прогнозировать результаты учебных достижений учащихся, облегчает сам процесс оценивания, так как ученики в состоянии оценить сами себя и своих одноклассников. Кроме этого, оценивание по критериям помогает увидеть уровень успешности каждого, и в зависимости от этого учитель может более эффективно планировать работу на последующих уроках, продумывать этапы и задания, которые помогут в достижении учебных целей и задач.