Тренинг для
педагогов «В руках учителя великая сила»
Цель: осознание педагогами своей индивидуальности.
Помощь педагогам в налаживании
эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального
отношения педагогов к себе. Поиск
резервов для более эффективной работы.
Задачи:
1. Формировать позитивное отношение к своему
профессиональному «Я».
2. Развивать потребность становиться более уверенными в
себе, осознавая и оценивая свой личностный потенциал;
3. Помочь педагогам руководствоваться
собственным мнением и собственной ответственностью.
4. Создавать возможности для своего самовыражения.
Педагогические технологии:
игро-тренинг, коммуникативные игры, релаксация,
технология коррекции поведения, технология музыкального воздействия.
Оборудование: листы бумаги,
карандаши на каждого участника занятия, магнитофон с записью веселой музыки,
листы для выполнения индивидуальной работы, листы обратной связи.
Упражнение психологического тренинга рассчитаны на работу группы 15-20
человек.
Продолжительность тренинга: 40
минут.
План проведения:
1. Приветствие
2. Правила для участников
3. Игра «Друг к дружке»
4. «Упражнение Дерево в саду»
5. Игра «Калейдоскоп»
6. Притча о небезупречном горшке
7. Рефлексия
1. Приветствие участников тренинга
2. Правила тренинга:
1. Приходить вовремя.
2. «Здесь и сейчас». Во
время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в
данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то
давно, и не заглядывать далеко в будущее. Это правило помогает обсуждать
действительно актуальные вопросы и не тратить время на пустые рассуждения.
4. «Правило круга». Это
правило актуально для тех тренингов, в
которых каким-то образом затрагиваются личные темы. Оно означает, что участники
обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы. Тренер также обещает, что не будет озвучивать
информацию о каком-либо участнике.
5. «Один микрофон».
Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при
обсуждении очень интересной темы, недопустимо.
6. «Я-высказывания».
Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во
фразах, которые начинаются со слов «я думаю.», «я считаю.». Старайтесь не использовать
обобщенные высказывания: «все знают.», «никому не нравится.», «все согласны.».
7. Принцип добровольности. Это правило означает, что
каждый человек ответственен за участие в тренинге. Если
вы не готовы ответить — говорите: «Я не готов».
3. Игра-активатор “Друг к дружке”
Цель: разогрев
участников тренинга
Ведущий: Сейчас вы будете
играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать
очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
Ведущий: А теперь я буду
вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться”
друг с другом. А когда я скажу: “Друг к
дружке!”, вы должны будете поменять партнера.
- Правая рука к правой руке!
- Левая рука к левой руке!
- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ладошка к ладошке!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Большой палец руки к большому пальцу руки!
- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
Рефлексия чувств.
Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко
было преодолевать выполнять упражнения.
После окончания этого этюда участники могут поделиться
друг с другом и со всей группой своими ощущениями.
4. Упражнение «Дерево в саду»
Материалы: альбомы для
рисования, набор карандашей для каждого участника. Цель: создание условий для самовыражения, рефлексии
собственных чувств по отношению к профессиональной деятельности.
Процедура проведения:
Часть 1: работа с
эмоциональным состоянием Ведущий. Сейчас мы будем рисовать дерево в саду.
Представьте, что дерево — это вы, а сад, в котором оно растет, — ваша работа.
Рисуя дерево, подумайте, как оно себя чувствует, какое у него окружение.
Помните — это только ваше дерево, а не рисунок на выставку. Старайтесь
прислушиваться именно к вашим внутренним ощущениям.
После завершения участники делятся своими эмоциями, ассоциациями и метафорами,
возникающими в ходе процесса.
Часть 2: оценка факторов,
влияющих на профессиональное самочувствие Ведущий предлагает подумать, как
окружающая среда сказывается на дереве. Каждый участник делится своим мнением,
ведущий составляет список «полезных» и «вредных»факторов, оказывающих влияние на рост дерева.
Психолог поддерживает участников, помогает раскрыть метафоры и ассоциации,
возникающие при описании фактора. Например, для деревьев не хватает минеральных
веществ — это может быть как недостаток материальных вознаграждений, так и
отсутствие поддержки со стороны начальства и коллег, слабое самочувствие педагога.
Часть 3: работа с ресурсами
Ведущий предлагает нарисовать (подчеркнуть, выделить) те
ресурсы, на которые дерево может опереться и выработать само. Например, корни
могут стать длиннее, листья больше и получать больше света, дерево могут
пересадить и т. д. Психологу необходимо подвести участников к мысли, что у
каждого есть возможности изменить окружающую среду, найти в себе скрытые
ресурсы.
5. Упражнение «Калейдоскоп»
Цель: переключить внимание
участников с внешнего мира на внутренний.
Игра состоит из трех заданий. На выполнение каждого задания
отводится определенное время.
1. Выберите свое любимое животное и три прилагательных
для его описания, запишите.
2. Выберите еще одно животное, которое вам нравится,
подберите еще прилагательных, запишите.
3. Закройте глаза и представьте себя на пляже во время
заката. Подберите три прилагательных для описания этой сцены. Откройте глаза и
опишите.
Послушайте значения определений:
Первые три прилагательные описывают вашу личность в
повседневной жизни.
Вторые три прилагательных – идеального партнера
Третьи – вашу духовность.
6. Притча «Небезупречный горшок»
У одного человека, носящего воду, было два больших
горшка, висевших на конце шеста, который он носил на плечах. В одном из горшков
была трещина, поэтому человек доставлял только полтора горшка воды в дом своего
учителя. В течение двух лет треснувший горшок чувствовал горечь от своей
несостоятельности. Однажды он заговорил с переносчиком воды:
- Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой. В течение
двух лет я был способен донести только половину моей ноши, потому что через
трещину вода просачивается в течение всего пути от источника к дому твоего
учителя. Из-за моих недостатков ты не получал полный результат своих усилий.
Переносчик воды ответил треснувшему горшку:
- По дороге от источника к дому учителя ты мог заметить
красивые цветы. Они растут только на твоей стороне, но не на стороне другого
горшка. Дело в том, что я всегда знал о твоем недостатке и применил его с
пользой. Я посадил семена цветов на твоей стороне, и каждый день, когда мы шли
от источника, ты поливал их. В течение двух лет я мог брать эти красивые цветы,
чтобы украсить стол моего учителя. Без тебя, такого, как ты есть, не было бы
этой красоты в его доме.
Как Вы думаете, о чем эта притча?
У писателя и афориста Бориса Кригера есть такая цитата: «Не боритесь со своими недостатками.
Постарайтесь превратить их в достоинства». Давайте проверим, относится ли это к
нам.
7. Рефлексия
Список литературы:
1. Бабич О. И. Профилактика син- дрома профессионального
выгорания педагогов: диагностика, тренинги, уп- ражнения. — Волгоград: Учитель, 2009.
2. Ельцова О. М. Практикум по профессиональной
коммуникации пе- дагогов. Рекомендации, игры, тренин- ги. — Волгоград: Учитель,
2011.
3. Макаревич Р. А. Влияние психо- логической
напряженности на процесс общения учителя с учащимися: Учеб.
пособие. — СПб.: Питер, 2007.
4. Справочник педагога – психолога.
№1, 2017
5. Шитова Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Вып. 1. — Волгоград: Учитель, 2015