ЦЕЛЬ: Определить понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности
учащихся; овладеть приемами и техниками для развития критического мышления школьников.
ЗАДАЧИ:
1. Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.
2. Рассмотреть различные подходы к формированию критического мышления учителя и учеников.
3. Обосновать необходимость развития критического мышления для учителей и для учеников.
4. Научить различным приемам развития критического мышления, которые можно использовать на различных этапах урока.
Ожидаемый результат:
Знания учителей о различных приемах и техниках развития критического мышления; умение применять их на различных этапах урока.
Критерии оценки:
Рефлексия по методу «Незаконченное предложение….».
Продукты деятельности учителей: постеры с
примерами использования различных приемов и стратегий КМ (ромашка
Блума, «Шесть шляп», «Зигзаг», «Незаконченные предложения»)
Подходы к проведению занятия:
Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата
Ход занятия:
1. Вводная часть. (2-3 минуты) Учителя рассаживаются по группам в определенном порядке (в соответствии с геометрической фигурой).
2. Определение целей и задач сессии.
Слово тренера о стратегиях и приемах развития критического мышления.
Дает краткую характеристику некоторых приемов и стратегий, которые позволяют эффективно развивать умение школьников работать с любыми видами информации, преобразовывать полученную информацию, делать выводы.
1. Работа в группах по выполнению заданий:
Задание 1. Мозговой
штурм. (2-3 минуты) Работа с мячом. Подумайте и ответьте на вопросы:
- Что такое мышление?
- Что такое критическое мышление? Отличительные
особенности критичности мысли. (Используя ключевые слова, определяющие
понятие «мышление» и «критическое», дайте определение понятия «Критическое
мышление»)
Задание группе №1: Прием «Ромашка Блума»
В составе группы придумайте вопросы к сказке «Золотая рыбка», соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу –
подсказку (вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические)
- Какие вопросы вам было легко сформулировать?
- Какие вопросы вызвали трудности и почему?
- Обсудите в группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся, почему?
- Какую роль в обучении играют вопросы высокого и низкого уровней?
- Когда их использование на уроке обосновано и эффективно?
Ознакомление участников занятий с теорией критического мышления.
Задание группе №2 «Шесть шляп»
На выполнение следующего задания хочу привести слова Р. Киплинга
-Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде
Зовут их КАК и ПОЧЕМУ,
КТО, ЧТО, КОГДА и ГДЕ ?
Метод «Шесть шляп мышления»
Каждая группа
исходя из своего аспекта рассматривает заданную тему.
Задание группе №3 «Зигзаг»
Работа в группах по методу
«Зигзаг» (спикеры каждой группы знакомят
членов других групп с 2 приемами). Спикеры групп
расходятся по другим группам и рассказывают учителям свои приемы критического
мышления.
Обсуждение
в группах новых приемов, услышанных в других группах (2-3мин)
Спикеры возвращаются в
свои группы и члены группы знакомят его с вновь услышанными стратегиями.
Подготовка вопросов группой
для других (перекрестный опрос)
Каждая группа готовит
2-3 вопроса по новым приемам для других групп.
Вывод
: необходимость и эффективность применения различных приемов и стратегий
развития критического мышления на различных этапах урока.
7.Рефлексия.
(2-3 минуты) Методика «Незаконченное предложение…»
Сегодня
для меня…
На
мой взгляд, тема занятия…
Я
думаю, что…
Критическое
мышление-это…
На
будущее хотелось бы…