"Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша білім бөлімі Ақкөл қаласының №2 жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа №2 города Акколь отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

 https://www.facebook.com/profile.php?id=100030859989088   

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебный воспитательный процесс.

13.12.2017

Современная ситуация в мире очень ясно показывает, что наука без духовности, образование без совершенствования характера, знания без нравственности, бизнес без морали наносят большой вред обществу. Угроза, которую представляет для мира безнравственный интеллект со своими технологиями,

неизмеримо больше той опасности, которую представляют даже самые злобные дикари. Сегодня, как и во все века и времена люди высоко ценят духовно - нравственную воспитанность. Сейчас, когда в современном обществе происходят глубокие социально-экономические преобразования, мы

начинаем задумываться о будущем Казахстана, о её молодёжи. Как  подчеркнул  Глава государства в своем  Послании народу Казахстана  «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях,независимо от формы собственности». [5]

В своё время Д.И. Менделеев сказал: «Знания в руках необлагороженного человека –то же самое, что сабля в руках сумасшедшего». Позже Д.С. Лихачев, так прокомментировал это высказывание: «Знания без духовных начал вредны. А учитель, сам не обладающий духовными началами, не может принести сегодня – именно сегодня – ту пользу, которая нужна обществу, нужна нашим детям. [2]

В наше время учителя много говорят и рассуждают о гуманности, но, когда дело доходит до

практики, тяжело удержаться от резких слов в адрес учеников, есть учителя, которым важен социальный статус родителей.  И получается, что иногда мы только говорим и ничего не предпринимаем для

гуманизации наших школ.

Встречаются в школах сейчас учителя - носители знаний, урокодатели. Новые стандарты вносят

такие понятия: готовить интеллектуалов, вооружать подрастающее поколение знаниями,умениями, навыками. И считают, что это и есть забота об учениках, подготовка их к будущей жизни. Опираясь на это, мы чаще стали сталкиваться с бездушием и бессердечием наших детей. «Школьные знания не решают действительно насущные проблемы жизни: общения и труда, смысла жизни и устремлённости, благородства и преданности, любви и верности, воспитания собственных детей и социальной

активности, духовности и веры и т. д. Для школы все эти основания жизни или не существуют, или о них может быть лишь замолвлено слово». [1]  Задача учителей не наделить ребенка знаниями, а воспитать его высоко-духовным человеком, обладающим знаниями.

С.А.Назарбаева - первая леди Республики Казахстан, автор предмета нравственно – духовного

образования «Самопознание», писала: «на рубеже веков мы почему-то вдруг решили,

что главная цель воспитания – научить ребенка нажимать кнопки компьютера и

сносно болтать по-английски. И вот он уже готов - человек новой формации! А, то, что это дитя не умеет отличить добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует… Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли,

обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству». [4]

Для улучшения качества человеческого капитала и необходима интеграция образовательных областей и программы нравственно - духовного образования «Самопознание».  

 Понятие интеграции в педагогике впервые было введено И.Д. Зверевым и В.Н. Максимовой: «Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она

осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем». [3]

Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это, прежде всего,

оживление школьных знаний. Выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии.

Можно выделить три пути интеграции «самопознания» и других школьных предметов:

  1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и
  2. из истории развития науки.
  3. Знакомство с открытиями современной науки.
  4. Выявление общечеловеческих ценностей в содержании
  5. каждого учебного предмета.

Между обучением и воспитанием в процессе интеграции границы стираются и реализуются следующие педагогические идеи:

- гуманизация образовательного процесса. Этот процесс

направлен на развитие духовно-нравственных ценностей и активной жизненной

позиции, а не только на получение знаний.

-непрерывность и преемственность учебно-воспитательного

процесса.

-создание условий для раскрытия природного,

интеллектуального, художественного и эстетического потенциала каждого ребенка.

Принципы предмета «Самопознания» являются важным составляющим компонентом интеграции: принцип общечеловеческих ценностей, принцип выявления и саморазвития личности в

процессе обучения, принцип социального взаимодействия и позитивности.

Внедрение предмета «Самопознание» показало, что происходит переосмысление содержания

традиционных и современных подходов к воспитанию. Предмет указывает на совершенно новую роль современного учителя, который помогает детям разбираться в непростых вопросах жизни, сотрудничества, творчества, познания себя и других.

Педагог – основной проводник приоритетов воспитания. От его профессионально-личностных качеств в немалой степени зависит конечный результат воспитательного процесса.     

В нашей школе, после проведения семинара «Интеграция программы

нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебный воспитательный

процесс», многие учителя взяли за основу работу по данному направлению. Предмет литература дает богатый материал для интеграции с самопознанием. На каждом уроке анализируются поступки героев. Оценивая персонажи, учащиеся оценивают и свою деятельность, осмысливают, изучают,

анализируют свои мысли, слова и поступки.Получают исчерпывающие определения

общечеловеческих ценностей, таких как: добро, красота, свобода, смысл жизни,

истина. 

Учебный материал литературы и русского языка дает большие возможности для воспитания гармонично развитой личности. На уроках русского языка имеем дело с языковым материалом, который подбирается

соответственно нравственно-духовным ценностям. Это может быть работа с упражнениями учебника; синтаксические пятиминутки. 

Уроки познания мира помогают мне и моим ученикам понять суть процесса обучения: для чего мы учимся, чему нас учат, чему мы научились и как оценить процесс обучения. Появляется интерес, уходит вялость, усталость и безразличие к уроку.

Доброта, нежность, трудолюбие, смелость, упорство эти качества развиваются в процессе изучения практически всех тем познания мира.

      Важным источником накопления нравственных знаний является знакомство детей с

окружающей средой: экскурсии в природу по временам года, туристические походы вместе с родителями, посещение мест работы родителей.

Для того, чтобы нравственные нормы, полученные на занятиях, и собственные жизненные наблюдения не были разрозненными, проводится  специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний, в форме рассказов, этических бесед.

Во время любого занятия, большое внимание уделяю общению детей, учу  их слушать друг друга, не мешать другим, участвовать в общей работе.

Стараюсь проводить занятия, на которых  дети испытывают удовлетворение и радость от

успешно выполненной общей работы, которые заставляют самостоятельно мыслить, и

вызывают  совместные переживания, способствуют их нравственному воспитанию.

 На уроках математики в начальной школе, для того чтобы научить детей складывать, умножать и делить, необходимо прорабатывать задания, для решения которых необходим нравственный поступок. Так же в урок включаю не только элементы внешней интеграции, но и внутренней. Хочу предложить пример

интегрированного урока математики с предметом самопознания.

План интегрированного урока математика и самопознания

  Тема:  Куб. Объем куба. Единицы измерения куба.

Ценность: Любовь

Качества: любовь в семье, дружба, помощь другим.

Класс - 4       Количество учащихся - 20

 

Цель: Ознакомление учащихся с элементами куба, нахождением объема куба;

Задачи:

познакомить учащихся с единицей измерения объёма – кубическим см

и      способами

вычисления объёма;

совершенствовать вычислительные навыки, развивать умения

решать задачи, развивать логическое мышление, умение рассуждать;

воспитывать 

качества любовь в семье, дружба, помощь другим.

Ресурсы: (материалы, источники)

Интерактивная доска, видеофильмы, релаксационная

музыка

Устный

счет.

1)     

Родители убирали огород, длина

которого 10 м,

а ширина 4 м.

Юра и Карина решили помочь родителям. Они убрали одну вторую часть

огорода. Какую площадь убрали дети?   Какая

площадь осталась родителям?

2)     

Дедушке 63 года, а внуку 9 лет.

Во сколько раз дедушка старше внука?

3)     

Дедушка с внуком по периметру сада

сажали деревья. Длина сада 8 м,

а ширина 3 м.

Каждые два метра высаживали дерево. Внук посадил в 3 раза больше деревьев,

чем дедушка. Сколько деревьев посадил внук?

-Что вы можете сказать о поступках детей?

-Как вы помогаете своим близким?

 

 

Знакомство с новой темой.

«Я думаю, что никогда до настоящего времени мы

не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия». Эти слова,

сказанные великим французским архитектором Ле Корбюзье.

-А замечаете ли вы геометрию вокруг себя?

Приведите примеры.

А с какой фигурой вы можете сравнить себя?

Квадраты – трудолюбивые.

Круги – общительные, коммуникабельные.

Зигзаги – творческие люди.

Треугольники – люди в постоянном поиске.

  Мир, в

котором мы живём, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями

природы и человека. Лучше ориентироваться в нём, открывать новое, понимать

красоту и мудрость окружающего мира поможет нам эта наука.

Геометрия изучает форму и взаимное расположение

фигур.

Из всех объёмных

фигур наиболее известным для нас является куб.

 

Практическая работа (в парах).                                

а) Изготовление куба из спичек и пластилина. ТБ. 

 б) Рассмотрим модель

куба (изучаем, считаем, делаем выводы)

Вершин – 8, рёбер – 12, граней – 6.

в) Беседа

после работы:

- С чем можно сравнить куб? Ассоциируйте

куб с духовными качествами человека?

 (Дружба,

семья, здоровье) В семье все равны, уважают друг друга, не могут друг без

друга, так же как у куба все рёбра равны, все детали значимы, если не будет,

хоть одной детали - это будет не куб.

-Что произойдет, если мы уберем

пластилин? (Грани распадутся)

-Без чего не сможет существовать семья?

(Без любви)

 

Какой вывод можно сделать: Если из нашего куба убрать пластилин, то он

распадется, так и в семье, если не будет любви, каждый член семьи будет сам

по себе.

г)

Нахождение объема куба.

Вспомним формулу нахождения объема куба.

Измерим длину граней и найдем объем.

Спокойная музыка.

 

Заключительная минута тишины.

А сейчас я вам предлагаю закрыть глазки, и вспомнить, о чем мы с вами

сегодня говорили.  Семья в жизни

человека самое главное. В семье должны царить любовь, уважение

взаимопонимание. Любите своих родных и 

близких.

 

 

На данном уроке

математики ребята глубоко прониклись содержанием урока,

Окунулись в ситуации,

предложенные мною. На вопрос: «Что вы можете сказать о поступках детей?»  учащиеся дали оценку поступкам детей в данных

ситуациях, откровенно рассказывали о своих действиях.  На этапе знакомства с новой темой привели

примеры геометрии вокруг нас, нашли сходство геометрических фигур с человеком,

сравнили себя с предложенными фигурами. (Есть люди добрые, они стараются обнять

всех, как например круг; есть люди-  треугольники, которые на все реагируют остро и

т.д.)

При выполнении практической

работы, дети изготовили из спичек и пластилина куб.  Анализируя работы, сделали вывод, что куб

состоит из 8 вершин, 12 ребер, 6 граней. Соотнесли строение куба с духовными

ценностями человека: что куб своим строением похож на семью, на наш класс. На

вопрос: «Что произойдет с кубом, если убрать пластилин?»  Дети ответили: «Грани распадутся, не будет

вершин, ребер». На вопрос: «Без чего не сможет существовать семья?» Прозвучали

ответы: «Без любви, каждый член семьи будет сам по себе, семья может распасться».

Итак, в условиях постоянно изменяющегося мира такая

дисциплина, как «Самопознание», безусловно, поможет каждому ребёнку освоить

четкие ценностные ориентиры и широкий диапазон поведенческих стратегий для

определения и реализации успешной жизненной и образовательной траектории.

Предмет «Самопознание» несёт

детям радость -  а это эмоции, которые возникают

в момент большого душевного удовлетворения и удовольствия, при условии, если

деятельность, которую осуществляет человек, несёт в себе позитивный результат.

Таким образом, мастерство педагога заключается в умении находиться вместе с

детьми каждую минуту в состоянии деятельности, успешность которой

подтверждается возникновением эмоции радости. Таким образом, наибольший эффект

интеграция образовательных областей имеет смысл и значение тогда, когда это не

единичный эксперимент, а построенная система взаимодействия, интеграция

содержания образовательных областей в современном педагогическом процессе,

обеспечивающих образование ребёнка.

Подводя итог, хочется сказать, что каждому

из нас необходимо осознать, что межпредметная интеграция в современной

школе - реальная потребность настоящего времени. Она необходима всем, кто

заинтересован в формировании у ребенка целостной картины мира, в воспитании

детей на основе общечеловеческих ценностей. Она необходима всем,  кто 

заинтересован   сохранить и

приумножить духовные и культурные ценности по программе «Рухани жангыру» -

взгляд в будущее, поддерживать  концептуальные

основы воспитания в условиях движения казахстанского общества к Мәңгілік Ел  – принять молодое поколение как

субъект истории развития независимого Казахстана, как исключительно важный

фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность

особого рода, кому суждено реализовать ключевую идею консолидации наших

устремлений и усилий Мәңгілік Ел.

Список литературы:

 1.     Ш.А. Аманашвили "Основы гуманной педагогики. Книга 2. Как любить детей".

 2.     Л. Балашов. «Недостатки

системы образования в России. – интернет»: http//mfxpfark.com/community)/

 3.  Зверев И.Д.Максимова В.Н. «Интеграция основного и дополнительного образования в

современной школе.»

 4.  Назарбаева С.А. «Этика жизни» – Алматы,

2001.-с.21-22 .

 5. http:www.akorda.kz  Послание  Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева

народу Казахстана 17 января 2014года

  Алматы: ННПООЦ «Бөбек»,,2013.-96 с. «Самопознание» и другие учебные предметы    возможности интеграции содержания и методов обучения

Просмотров: 876

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст