Краткосрочный план.
Предмет: |
Русская литература | ||
Раздел: 1 |
Притчи и легенды в литературе |
Школа: АСШ№2 | |
Дата: |
|
ФИО учителя: Ермекова А.Н. | |
Класс: |
7 |
Кол-во уч-ся: отсутствующих -
присутствующих - | |
Тема: |
А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Образ «маленького» человека Самсона Вырина в повести. | ||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
7.АИ 2 Тема и идея определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев 7.ПО 6 Ответы на вопросы давать аргументированный ответ на проблемный вопрос 7.ПО1Понимание терминов понимать термины: «маленький» человек, повесть, тема, идея произведения. | ||
Цели урока |
АИ 2 - формулировать основную тему и идею произведения; - выражать свое мнение о поступках Самсона Вырина и Дуни; ПО 6 - давать аргументированный ответ на проблемный вопрос; ПО1 - перечислить признаки типа «маленького» человека в литературе и в произведении А.С. Пушкина. | ||
Критерии успеха |
АИ 2 Учащийся достиг цели обучения, если: - формулирует основную тему текста; - формулирует идею произведения; - высказывает свое мнение, называя хотя бы один аргумент. ПО 6 Учащийся достиг цели обучения, если: - выдвигает необходимые тезисы, обнаруживая понимание проблемы, предложенной в вопросе; - подтверждает собственную позицию аргументами; - приводит примеры из произведений для поддержки своего ответа; - делает соответствующие выводы. ПО 1 Учащийся достиг цели обучения, если - дает определение понятию тип «маленького» человека; - называет признаки этого типа в герое Самсоне Вырине; - объясняет, почему герой является «маленьким» человеком. | ||
Языковые цели |
Акцентирование внимания учащихся на академическом языке (лексика, включающая литературный термин «маленький» человек ); поощрение учащихся использовать литературный язык более точно при пересказе и обсуждении иллюстраций. | ||
Привитие ценностей |
воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других. | ||
Межпредметные связи, |
«Всемирная история», «Искусство». | ||
Навыки использования ИКТ |
Используют поисковую систему интернета при поиске нужной информации, а именно: виртуальный музей станционного смотрителя. | ||
Предварительные знания |
Обучение производится на базе знаний, полученных в процессе изучения прозаических произведений в 6 классе, в частности, определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы, выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения, давать развернутый ответ на вопрос. | ||
ПЛАН
Этапы урока |
Запланированная деятельность |
Ресурсы | |||||||||||||||||||||
Начало урока 5 мин. |
Психологический настрой: «Я тебе желаю….» Целеполагание. Уч-ся самостоятельно формулируют цели урока (комментарий учителя). Критерии успеха (проецируются на доске) |
Электронная презентация | |||||||||||||||||||||
Середина урока 30 мин.
5мин.
1мин.
3мин.
15мин.
4мин
3мин.
|
1. Ассоциации к слову «маленький». - Какое слово в теме урока заслуживает особого внимания? - Какой смысл вы вкладываете в него? 2. Слово учителя о литературном типе «маленького» человека. Учитель вводит понятие «маленького» человека в литературе. Учащиеся записывают определение в тетрадь. Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.
История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием. Но Пушкин не отдается печали полностью. Он всегда иронизирует и над героями, и над обстоятельствами, и над собой. Характерная для Пушкина ирония проявляется, например, в эпиграфе: «Коллежский регистратор, / Почтовой станции диктатор». Во времена Пушкина, как вы знаете, основной тягловой силой были лошади. Между населенными пунктами существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащий, который отвечал за эту работу, и назывался станционный смотритель. - Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя? - Почему? («Диктатор» --правитель, пользующийся неограниченной властью. Вырин же слабый, робкий, бедный человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие.) Ирония и в имени главного героя: «маленький», бессильный человек назван именем библейского богатыря. Обратим внимание на эту отсылку к Библии. Герой Пушкина - ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Сейчас этот вопрос кажется нам странным. Во времена Пушкина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными и духовными качествами. По существу, с Пушкина началась разработка одной из любимых тем русской литературы - темы «маленького человека». 3. Постановка проблемного вопроса - Почему Самсона Вырина можно назвать «маленьким» человеком? 4. Виртуальная экскурсия по домику станционного смотрителя (подготовленный уч-ся).
5. Работа по анализу образа главного героя. · Групповая работа 1 группа Задание: Составить словесный (в виде кластера) портрет Самсона Вырина, опираясь на приведенные ниже вопросы. Подготовить выступление спикера. - Кем работал? Сколько ему лет? - Каким мы увидели его впервые? - Найдите в повести два портрета этого героя. -Что изменилось в этом портрете? - Чем вызваны были эти перемены? - Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек? (Самсон Вырин – человек, всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие его горю).
2 группа. Образ Дуни.
Задание: составить связный рассказ - рассуждение о Дуне, опираясь на вопросы. Используйте слова и выражения: Я считаю, мне кажется, я думаю, из этого следует.
- Почему Дуня убежала?
- Какую очень важную библейскую заповедь нарушила Дуня? - Как вы оцениваете её поступок? - Имела ли она право на счастье? - Над чем заставляет задуматься ее судьба? - Обвиняете вы Дуню или защищаете? - Кто является жертвой в этой повести – отец или дочь? - Что бы вы посоветовали Дуне?
3группа. Образ «маленького человека» в повести. Задание: Опираясь на текст, определить, какие признаки «маленького человека» есть у Самсона Вырина. Доказать примерами/цитатами из текста. ФО Взаимооценивание работы групп Оцените работы групп по часовой стрелке по критериям. Критерии оценивания для 1 группы: · Отмечают детали портрета Самсона Вырина: внешность, возраст, чин, одежда. · Находят отличия в портрете и душевном состоянии героя через 3 года. · Выражают своё отношение к герою.. Критерии оценивания для 2 группы: · Анализируют образ Дуни. · Дают оценку её поступку. · Выражают своё мнение. Критерии оценивания для 3 группы: · Перечисляют качества «маленького человека» Самсона Вырина. · Приводят примеры/цитаты из текста. Работа в парах: Задание: - как автор относится к героям – Самсону, Дуне? Почему? - обсудите тему и идею произведения; - выскажите свое мнение и предложите формулировки основной темы и идеи произведения; |
Ассоциативный кластер.
Электронная презентация. | |||||||||||||||||||||
Конец 1 урока 5 мин.
4мин. |
· Рефлексия «1-минутное эссе». Используйте фразы: Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» − это повесть о ... Самсон Вырин – «маленький» человек, потому что…. Домашняя работа: придумать продолжение повествования о Самсоне Вырине и Дуне, предположив, что дочь вернулась к отцу при его жизни. * Разрешение проблемного вопроса. - Почему Самсона Вырина можно назвать «маленьким» человеком?
· Возврат к целям урока. Самооценивание по критериям.
|
|
Дополнительная
информация
Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Межпредметные связи Здоровье и безопасность Связи с ИКТ Связи с ценностями (воспит. элемент) |
Группы будут поддерживать друг друга. Дифференциация по результату, так как некоторые группы могут иметь меньше информации, чем |
Метод наблюдения Вопрос и ответ (целевые и случайные). Оценивание ответа одноклассника |
Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть видео. Умение работать в группе (взаимоуважение) Отвечать на вопросы и активно слушать других в ходе обсуждения в классе. |
Рефлексия |
Размышления над уроком. Ответы на вопросы из левой колонки. | |
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился (лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему? |
| |
Общая оценка: Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об изучении)? 1:
2:
Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об изучении)? 1:
2:
Что я узнал(а) на уроке о классе или отдельных учениках, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?
|