Тема урока: « Отдел
Покрытосеменные. Общая характеристика и значение»
Цель урока: сформировать
у учащихся представление о покрытосеменных растениях как наивысшем этапе в
развитии растительного мира.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить
учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений;
уметь различать классы отдела покрытосеменные; узнать значение покрытосеменных
растений для человека;
Воспитывающие: воспитывать
бережное отношение к растительному миру; воспитывать эстетический вкус у
учащихся, показать красоту природы;
Развивающие: развивать
умение различать разные растения; развивать общее представление о эволюционном
развитии растительного мира;
Оборудование: слайд-презентация, учебник биологии для 6 класса автор , меловая
доска, карточки для самопроверки.
Методические приемы:эвристическая беседа, проблемные вопросы, самостоятельная,
парная деятельность, работа с учебником.
Ход урока
1.
Организационный
этап (2
минуты)
«Здравствуйте, я рада сегодня всех Вас видеть на
уроке!
Давайте проверим Вашу готовность: Кто готов
получать новые знания, должен хлопнуть в ответ на мой хлопок»
Учитель хлопает, ученики хором в ответ. И так
пару раз, пока все дружно не хлопнут.
2.
2. Этап подготовки к усвоению новых знаний (5
минут)
«Сегодня нам предстоит изучить новый отдел
растений, он будет последним в нашем огромном растительном царстве. Давайте
вспомним классификацию Царства Растения»
Учитель пишет на доске классификацию, с
подсказками учеников. Когда вся классификация будет написана, задается
вопрос:
«С каким отделом мы не познакомились?»
Ученики, конечно же, отвечают, что с отделом
Покрытосеменные.
«Правильно! Это и есть тема нашего сегодняшнего
урока. Записываем тему и сегодняшнее число»
СЛАЙД 1
«Исходя из нашей темы, мы можем поставить себе
цели на урок. Что мы сегодня должны сделать?»
Совместно с учениками проговариваются задачи.
3.
3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения (5 минут)
«Давайте вспомним, что мы уже знаем об отделах
Голосеменные и Покрытосеменные, и попробуем сравнить их по перечисленным
признакам на слайде».
СЛАЙД 2.
Ребята называют характеристики отдела
Голосеменные, затрудняются с некоторыми характеристиками Покрытосеменных.
Учитель подсказывает характеристики, таблица раскрывается полностью.
«Что мы можем сказать о сравнении этих двух
отделов?»
В результате беседы, делаем вывод, что
Покрытосеменные более эволюционно развитые и более приспособлены к жизни на
Земле.
«Теперь давайте познакомимся более подробно с
характеристиками отдела Покрытосеменные и зафиксируем их себе в тетрадь» -
анализ, синтез, сравнение, обобщение.
4.
4. Этап усвоения новых знаний (17
мин)
«Сейчас мы с Вами зафиксируем несколько
характеристик данного отдела»
Далее идут слайды друг за другом, дети
записывают со слайдов и параллельно слушают пояснения учителя.
СЛАЙД 3.
«Покрытосеменные как самые совершенные растения
достигли своего максимума в количестве известных человеку видов – более 250 000
видов. Кто помнит сколько Голосеменных?». Дети отвечают, подняв руку.
СЛАЙД 4.
«У покрытосеменных появляется новый орган
размножения – цветок. Как вы думаете, почему такие цветы яркие и выделяющиеся?
Не только для того, чтобы радовать нас с вами» Ученики догадываются, учитель
говорит правильный ответ.
«Чтобы привлекать насекомых и птиц, для переноса
пыльцы»
СЛАЙД 5.
«Вспомним строение цветка, семязачаток спрятан
глубоко в завязи пестика, а не как у Голосеменных лежит на поверхности. Зачем
растениям это нужно?»
Ученики пытаются догадаться.
«Семязачаток надежно защищает семя от
неблагоприятных условий, у семени больше шансов правильно созреть и накопить
больше питательных веществ. Что появляется у яблони, когда она отцветет?»
Ученики говорят – яблоки.
СЛАЙД 6.
«Правильно, у Покрытосеменных появляется новый
орган – плод. Для чего он нужен?» Ученики говорят, что для защиты семени, чтоб
оно не повредилось и пр..
«Плод образуется из завязи пестика. Посмотрите
на слайде представлены различные виды плодов . Какие это растения?» Ученики
называют.
СЛАЙД 7.
«Покрытосеменные приспособились к различным
условиям, начиная от жаркого и сухого климата пустынь, заканчивая самым
холодным материком – Антарктидой. За короткое лето, где успевает расцвести
интересное растение Колобанус Кито, его вы можете видеть справа на слайде»
А какие растения цветут в пустыне?»
Ученики говорят, что кактусы.
СЛАЙД 8.
«Также покрытосеменные приспособились
размножаться с различными типами опыления». Учитель объясняет по схеме
предствленной на слайде.
СЛАЙД 9.
«У покрытосеменных появляются наиболее развитые
ткани: ситовидные трубки, сосуды и трахеиды, что позволяет растениям ускорять
обмен веществ. А для чего?». Ученики говорят, чтоб быстрее расти и развиваться.
СЛАЙД 10.
«У покрытосеменных самые распространенные
жизненные формы: начиная от деревьев, назовите примеры… заканчивая травами.
Взгляните на слайд». Ученики называют примеры, смотрят на слайд
«И всвязи
с этим я предлагаю немного размяться»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Я буду называть различные растения
покрытосеменные, а вы делать движения. Если это дерево – руки тянем вверх, если
это трава – приседаем, ну а если кустарник или кустарничек – прыгаем. Как
только слышим растение не из отдела покрытосеменные, значит физкультминутка
закончена.»
«Малина,
смородина, груша, береза, одуванчик, ромашка, липа, черника, ежевика, тюльпан,
ландыш, сосна…»
СЛАЙД 11.
«Также у покрытосеменных растений существует двойное плодотвоорение. МЫ с вами уже
проходили, теперь в парах расскажите друг другу основные этапы, подсказка на
картинке на слайде».
4 минуты рассказывают друг другу, совместно
вспоминают, записывают в тетрадь. Затем проверяем по слайду СЛАЙД 12.
«Отдел покрытосеменные имеет очень важное
значение для человека, он из древне использует растения в хозяйстве.
В нашем учебнике представлены 9 основных
значений покрытосеменных для человека. Самостоятельно выписываем в течении 7
минут, затем совместно проверим»
СЛАЙД 13.
«В отделе Покрытосеменные существует 2 класса класс однодольные и класс двудольные. На слайде вы можете
видеть основные характеристики классов, к которым мы еще вернемся на следующих
уроках». СЛАЙД 14.
5. Этап самоконтроля и закрепления новых знаний (5 минут)
«На листах бумаги у вас на карточках
(представлены ниже) даны 10 утверждений, которые соответствуют теме нашего
урока. Напишите напротив каждого из них правда или неправда, можно проставить +
или -. Постарайтесь не пользоваться тетрадями.»
По истечении времени сверяем с ответами на
слайде СЛАЙД 15, исправляя неправильные ответы устно.
Затем учитель задает вопрос
«Кто правильно расставил все плюсы и минусы?»
Ученики поднимают руку. Затем учитель спрашивает
ученика, у которого, что-то не получилось.
«Имя, что будем делать, чтобы все знания по
новой теме лучше запомнились».
Ученик ответит, что повторить.
«Поэтому давайте запишем домашнее задание»
СЛАЙД 16
6. Этап информации о домашнем задании (2
мин)
«Чтобы лучше усвоить изученный материал, нужно
выучить все что мы записывали в тетради и еще раз прочитать параграф в
учебнике. На следующий урок мы продолжим изучение отдела Покрытосеменные .
7.Итог урока и рефлексия учебной деятельности (3 мин):
Достигли
ли мы целей поставленных в начале урока?
Вспоминаем цели урока, пройденный материал.
- Основные характеристики Покрытосеменных
- Значение покрытосеменных
- Классификация покрытосеменных
Итог урока
«Теперь я предлагаю вам оценить свое внутреннее
состояние, свои эмоции, полученные от урока. Чем больше вам понравился урок,
тем чаще хлопаем в ладоши. А если урок вам не понравился, хлопаем медленно и
неохотно»