Цели: расширить
представления учащихся о понятии «доброта» акцентируя внимание на проявлениях
ее как качества человека в повседневной жизни через общечеловеческую ценность
«праведное поведение».
Задачи:
1. углубление знаний о доброте как ценности и качестве человека;
2. развитие способности и умения проявлять доброту и определить се как качество
человека;
3. воспитание стремления видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению
к ним.
Позитивный настрой: Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то
искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце
открывается для искренних и добрых людей. Сегодняшний урок я хочу начать со
стихотворения Сергея Острового
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно. И в радости,
Вовремя есть и вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям.
Я желаю вам солнечного дня,
солнечного настроения и добрых людей вокруг!
Беседа
Жизнь человеку
дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от
прожитого дня, месяца, года. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная
мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым
других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит ты сам должен
относиться к ним хорошо. Сегодня мы постараемся разобраться с вами в том, какие
же качества должен воспитывать в себе человек, чтобы стать счастливым и
изменить мир в лучшую сторону. Как вы считаете, чтобы к нам хорошо относились,
какие качества мы должны в себе воспитать? (Ответы учащихся: любить труд, быть
честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным …)
- Качества, которые вы перечислили, украшают любого человека, потому что
доброта творит чудеса.
Доброта слабых делает сильными, сильных
великодушными, а весь мир чище и ярче. Именно поэтому самым ценным в человеке
является доброе сердце и добрые поступки.
Как вы думаете, а с чего вы можете начать свой путь добрых поступков,
благородных решений?
(ответы ребят: помощь родителям, бабушкам и дедушкам, ухаживать за младшими,
сходить в магазин, в аптеку за лекарством, …)
- Что же такое доброта? (ответы учащихся)
Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё
положительное, хорошее и полезное, стремление делать добро другим.
Задание 1:
Запишите ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «доброта».
Задание 2:
Рассмотрите перечень
личностных качеств. Выберите те, которые характеризуют человека, обладающего
добрым характером. Дополните их. Пользуясь полученным результатом, составьте
словесный портрет человека с добрым характером. Кто из ваших знакомых
соответствует ему? Расскажите об этом человеке.
Расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувствово юмора,
чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой,
доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать,
любознательность.
Альтруи́зм — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия,
направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). Как
правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в
жертву, ради общего блага.
Гуманизм — признание ценности человека как личности, его права на свободное
развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как
критерия оценки общественных отношений.
Учитель: Продолжите фразу - Добрый человек – это тот,
• кто любит людей
• готов в трудную минуту прийти им на помощь.
• любит природу и бережет ее.
• вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
• кто всегда доброжелателен к людям
• кто думает не только о себе, но и о других.
Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый
сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Современная притча
Мудрец и ученик сидят у
ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом
городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец. «Ох, грубые,
злые, недобрые люди», - отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», - ответил
мудрец.
Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом
городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец. «Прекрасные
люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», -
сказал мудрец.
«Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому - хорошие люди?» -
спросил мудреца ученик.
Мудрец ответил:
Ответ мудреца:
О глубине понимания учитель сможет судить по тому окончанию, которое учащиеся
творчески домысливают. Настоящее окончание притчи приводим ниже:
"Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что
умеет искать ".
Вывод: Доброта, мудрость, милосердие,
справедливость, трудолюбие, человечность, отзывчивость, душевность создают
основу человеческого счастья.
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту:
Ребенку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь все вернет сполна по кругу.
К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернется.
И нежной лаской вновь и вновь
В вас чья-то радость отзовется.
Учитель:
А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?
Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы
относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои
недостатки. Давайте вместе составим основные правила, которые пригодятся в
жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к
окружающим вас людям. (записать на листочках, зачитываем и прикрепляем на
доску). Затем читаем правила из подготовленной презентации.
• Будь правдивым. Не можешь сказать правду – объясни почему.
• Будь добрым к ближнему - и добро вернётся к тебе.
• Люби других – и тебя будут любить.
• Помогай слабым.
• Будь честным: не выдавай чужую тайну; сказал – сделай, ошибся – признайся.
• Умей прощать.
• Каждый день делай добрые дела.
• Учись не только говорить, но и слушать. Будь внимательным к окружающим: может
быть, кто-то нуждается в твоей помощи, поддержке, сочувствии.
• Живи и поступай так, чтобы окружающим было приятно и радостно рядом с тобой.
Учитель: О доброте говорили всегда и, прежде всего великие писатели.
Какое высказывание, вы считаете важным для себя, объясните свой выбор.
"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать."
Лев Толстой.
"Доброта - качество, излишек которого никогда не вредит."
Д. Голсуорси.
"Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой."
Марк Твен.
"В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других".
Л.Толстой
"Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям".
Жан Жак Руссо
"Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого
качества в самом себе".
Вильям Шекспир
"Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других"
Л.Толстой
Минутка тишины. Просмотр видеоролика «Он помнит доброту»
Творческая работа
Учитель: А теперь немного помечтаем В своих мечтах, мы часто представляем, в
каком доме я хотел бы жить. Я предлагаю вам поучаствовать в строительстве этого
домика. (Предлагаем учащимся нарисовать: блок фундамента, 4 кирпичика, крышу,
трубу и окошко. Дети рисуют из кирпичиков дом, при этом на каждый кирпич, они
закладывают те качества, которые хотели бы видеть в своем доме, это: теплота,
милосердие, покой, доброжелательность, отзывчивость, спокойствие, понимание,
любовь, красота, уют, здоровье, мудрость, справделивость, трудолюбие. Каждый
ребенок выбирает то, что считает наиболее важным качеством, необходимым для
крепкого дома.)
- Строительство любого дома начинается с фундамента, его основания. Чем крепче
фундамент, тем крепче наш дом. (При этом учащиеся проговаривают какие качества
они ставят на фундамент, что же лежит в основе хорошего дома). Постепенно
складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу. (Для окошка
ребятам предложено 4 цвета: зеленый, желтый, синий, красный. Каждый ребенок
выбирает для себя свой цвет).
- У вас получился очень красивый дом, я вижу
он очень светлый и теплый. Я хочу, чтобы лучи солнца, проникающие в ваш дом
принесли вам: (прикрепляются на лучах) любовь, красоту, здоровье, доброту, милосердие,
отзывчивость. Учитесь дарить частички своего сердца и тогда вы станете добрыми
волшебниками.
Учитель: Основное назначение человека - творить добро.
Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на
котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра
и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще
останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Доброта… Каков смысл этого слова? Что несет смысл этого великого слова за
собой? Что подразумевается, когда говорят «это добрый человек»?
В
нашем мире можно выжить только если
передавать добро по кругу. Сделав одному человеку добро можно быть уверенным,
что он обязательно тоже сделает кому-то что-то хорошее. И так добро пойдёт по
цепочке и вскоре вернётся к самому человеку. В некотором роде это и называется
идти дорогою добра. Перечислены понятия, которые относятся к добру – улыбки,
радость, вежливость, верность, надежда, любовь, мир и так далее. Говорится о
том, что добру всегда противостоит зло, которое строится из эгоизма, обиды,
ревности, зависти, лжи, ссор и войн.
Желаю вам любить и быть добрыми людьми!!!!!!
Исполнение
песни «Твори добро!»