*
Инклюзивное (франц.inclusif- включающий в себя,от лат.include- заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в
общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но
создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:
1) детей – инвалидов;
2) детей с диагнозом умственной отсталости;
3) детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;
4) детей с аутизмом;
5) детей с комбинированными нарушениями в развитии.
Дети и молодые люди, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно,
вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми
с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с
ограниченными возможностями, со специальными потребностями. Главное, что они не
обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них
распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование. Не следует называть таких
детей – дефективными, больными, а также употреблять диагнозы. На Западе широко
распространен термин LEARNING DISABILITY, что обозначает ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ.
Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему требуется
особая помощь школы и общества.
*
В соответствии с п.19 Типовых правил деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования), утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499, с учетом интересов родителей или иных законных представителей обучающихся и по согласованию с местными органами управления образования в
организациях образования могут открываться инклюзивные классы (или) специальные классы по видам нарушений.
*
Дети с особыми образовательными потребностями, обучающиеся в инклюзивных классах по заключению и рекомендациям психолого-медико-педагогической консультации, могут обучаться по общеобразовательной учебной или индивидуальной программе.
*
Согласно п.5 статьи 8 Закона Республики Казахстан «Об образовании» для граждан, которые
по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации среднего образования, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в организациях, оказывающих стационарную помощь, а также восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию.
*
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
*
Каждый человек способен чувствовать и думать;
*
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
*
Все люди нуждаются друг в друге;
*
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
*
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
*
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
*
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
*
В Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы.
*
Для развития потенциала обучающихся с ограниченными возможностями совместно с родителями разрабатываются индивидуальные учебные планы. Реализация планов осуществляется с поддержкой тьюторов, психологов, педиатров.
*
Для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития. Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым.
*
Задача: добиваться, чтобы каждый ребенок получал знания.