План урока «Самопознание»
Аккольская средняя школа №2 Дата 15.12.2017
№_14____Тема «Быть мужчиной»
Ценность: праведное поведение.
Качества: благородство, великодушие, честь, праведная жизнь
Педагог Берникова О.В..
Класс 9 «А», 9 «Б»
Цель: Расширить представление об общечеловеческой ценности «праведное поведение» через осознание роли мужчины в обществе, семье.
Задачи:
1. Раскрыть смысл предназначения мужчины как носителя примера праведной жизни для семьи и общества.
2. Развивать способность анализировать действия и поступки свои и окружающих применяя их эталону таких качеств как честь, благородство.
3. Воспитывать потребность проявлять великодушие в разных жизненных ситуациях.
Ресурсы:(материалы, источники)
Ход урока:
1. Орг.момент. Позитивный настрой на дыхание.
Сейчас мы будем делать упражнение на дыхание.
Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается нервная система. При
вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из
себя все беспокойства. Вдох выдох 9-10 раз медленно.
2. Проверка домашнего задания (по тексту «Каким быть отцу» Н. Соловьева)
Вопросы:
1. Почему дети в семье иногда ставят роль отца на второй план?
2. Какое значение играет отец в жизни семьи?
Приведите примеры.
3. Какие качества необходимы мужчине в жизни?
Что делает мужчину – мужчиной?
Примечания
3. Позитивное высказывание (цитата).
У казахов понятие «мужество» родилось от слова
«сердце». В народе батыра называют «Журекти», что означает «джигит с настоящим
сердцем в груди».
« «Журекти» не сможет, подобно собаке, плестись
за караваном, а, напротив, способен…вывести на верный путь заблудших»
Абай.
Вопросы:
1. Как вы понимаете это высказывание?
2. Что вкладывает Абай в понятие «джигит с
настоящим сердцем в груди»?
3. Являются ли понятие «батыр» и «мужчина»
синонимами?
4. Рассказывание истории (беседа).
Притча о настоящем мужчине
Жил был маленький мальчик. Однажды, когда к маме пришел чужой дядя, мама завязала ему глаза и сказала, что настоящий мужчина должен носить на глазах повязку. Мальчику очень хотелось быть настоящим
мужчиной, ведь мама сказала эти слова очень уважительно, с придыханием и причмокиванием. И поэтому он стал носить повязку. Он ничего не видел, но слышал, что другие женщины говорили, что он хороший потому, что слушается маму и носит повязку. А про тех мужчин, которые не носили повязку, женщины говорили,
что они плохие.
Мальчик вырос и очень гордился, что он настоящий мужчина. И что он не снимает повязку. Однажды он услышал какой-то мужской голос, который говорил ему, что нужно снять повязку и жить без нее. Так намного
лучше. Но мальчик понимал, что этот мужчина плохой и ненастоящий, и слушать его нельзя!
Иногда он чувствовал, что его щипают и пинают.
Слышал, как у него отбирают вкусную еду, подсовывают объедки и смеются над ним.
Но он помнил слова мамы, верил им и понимал, что настоящий мужчина должен стойко переносить все тяготы и лишения. Только тогда он настоящий. Поэтому он не снимал повязку и терпел все.
Он ничего не видел, поэтому однажды сослепу забрел в сарай, где было много граблей. Куда бы он ни шел – он снова и снова наступал на грабли, и они сильно били его по голове своими деревянными
рукоятями. Поэтому он с каждым ударом слабел, глупел и терял ориентацию и надежду. Выход из сарая был очень близко, дверь была открыта, и стоило ему снять повязку, он тут же выбрался бы из сарая. Но он не видел выхода, так как его глаза были завязаны. Однажды он наступил на очень большие грабли и умер.
Женщины плакали на его могиле и говорили, что он был хорошим послушным сыном. И еще говорили, что мужчины совсем за собой не следят. И что жизнь держится только на женщинах. И что перевелись настоящие мужики. А те, которые не перевелись – не мужики.
И ни одна не назвала его настоящим мужчиной. Но он этого всего уже не слышал.
Олег Новоселов.
Вопросы:
1. Почему мальчик не хотел снимать повязку?
2. Что олицетворяла повязка на глазах мальчика в притче?
3. Что бы с ним случилось, если бы он снял ее?
4. Можно ли сказать, что он прожил праведную жизнь?
5. Творческая деятельность, групповая работа.
Девочкам дается плакат с наклеенными фигурками (по числу мальчиков) и они не совещаясь передавая плакат друг другу описывают о их увлечениях, устремлениях, достижениях и советы что изменить в себе и
развить.
Мальчики получают фигуры мужчин, наполняют качествами, которые у них имеются и которые хотели бы в себе развить.
По окончании девочки защищают свои работы, мальчики свои.
6. Групповое пение.
"ПЕСНЯ ПРО ОТЦА"
стихи СВЯТОСЛАВА МОИСЕЕНКО
музыка ИГОРЯ НАДЖИЕВА
Я хочу до земли поклониться отцам,
Благородству их душ поклониться,
Их таким беззащитным, но сильным сердцам,
Их любви, что быть вечной стремится.
Как нам дорог ваш мудрый и верный совет,
Одобренье и просто улыбка,
Как нам важен отцовской любви добрый свет,
Что хранит нас от бед и ошибок.
Припев:
Спасибо вам, что мир наш так чудесен,
Что честь и воля в наших есть сердцах.
Про матерей так много спето песен…
А я пою сегодня про отца.
Возвращаясь сквозь годы потерь и чудес
В отчий дом, мы всегда точно знаем,
Что опять на пороге нас встретит отец,
Даже если он больше не с нами.
И научит ходить по дорогам судьбы,
Будет тем, кто всё может и знает.
Как же трудно быть сильным и смелым, как ты…
Как сейчас мне тебя не хватает…
7. Домашнее задание.
Эдуард Осадов «О смысле жизни»
8. Заключительная минута тишины