ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ.
Тема: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
Цель: актуализировать и обобщить знания по изученной теме.
Задачи:
1) образовательные:
- совершенствование знаний об имени прилагательном, умения отличать её от других частей речи;
- совершенствовать умение определять род, число, падеж имени прилагательного;
- совершенствовать умение писать безударные падежные окончания.
2) развивающие:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс;
- активизировать
познавательную деятельность через групповую форму работы.
3) воспитательные:
- воспитывать культуру взаимоотношений;
- воспитывать любовь к родному языку;
4) здоровьесберегающие:
- воспитывать внимательное отношение друг к другу;
- не допускать перегрузок уч-ся, используя смену видов деятельности.
Тип урока: урок-обобщение
Форма: традиционная, парная, групповая
Оборудование: карточки чистописания-девиза, карточки для индивидуальной работы и игры «Школа
разведки», карточки тест-текст, карточки для игры «Иду в гости».
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок
Начинаем наш урок!
- Добрый день! Ребята, сегодня у нас снова гости. А это значит, что мы должны
показать, как мы умеем быстро, дружно и чётко работать на уроке.
- Ребята, готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья!
(вместе)
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас! (садитесь)
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!
- Откройте тетради, запишите дату нашей встречи.
2. Постановка учебной задачи.
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное
Ещё называют его ……(прилагательное) –
Великая, могучая,
многонациональная, любимая … О чем это я? (О стране)
– С помощью каких слов я смогла описать страну? Как называются эти слова?
(имена прилагательные).
– Кто уже догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Сегодня у нас урок – путешествие.
(Слайд 2) Перед
вами карта пестрой разноцветной страны, страны знаний.
– Как её можно назвать?
Имя ее – Страна
Прилагательных. Мы с вами отправимся в путешествие по этой стране и закрепим
знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род и
падеж прилагательных, поупражняемся на примере различных заданий.
В пути мы будем делать
остановки и встретимся с невидимыми жителями этой страны, которые будут чинить
нам разные препятствия. Поэтому в помощь возьмите внимание, сосредоточенность,
дружелюбие.
Итак, отправляемся в путешествие
На протяжении 3х лет мы открывали новые знания, путешествуя по теме «Имя
прилагательное». Наше путешествие подходит к концу. Какую же цель урока мы
поставим сегодня перед собой? (ответы
детей)
Цель урока
нам ясна,
Значит, нам
скучать нельзя!
3. Минутка чистописания.
4. (Слайд 3) Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:
5. – Что такое имя прилагательное?
6. (Слайд 4) – И отправляемся мы в страну Прилагательных по тропинке
Чистописания.
7. Что вы видите на тропинке? (следы) (Слайд 5)
8. – Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? (окончания имен
прилагательных) (Слайд 6)
9. – В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м.р, ж.р,
ср.р.)
10. Назовите окончания имен прил. ж.р; м.р; ср.р. (Слайд 7)
11. 1 ряд – выписывают
окончания женского рода.
2 ряд – выписывают окончания среднего рода.
3 ряд – выписывают окончания мужского рода
(на доске) ая, ое, ый, яя, ее, ой, ий )
Запись по рядам по данному образцу (прикрепляются таблички, по
завершении работы таблички перевертываются, и появляется девиз урока
«УСПЕХ ДАРИТ РАДОСТЬ»)
- А вот и девиз нашего урока! Прочитайте.
Ваше настроение мы узнаем в конце урока.
4. Словарная работа. III. Словарная работа
– Вперёд! (Слайд 8)
Вот мы уже в дубраве
Словарных слов.
(Слайд 9-14) –
Давайте некоторые из них запишем (картинный диктант: заяц, береза,
месяц, дорога, яблоко, солнце).
– Назовите орфограммы.
– Подберите признаки данных
предметов и самостоятельно запишите три словосочетания, определите род имен
прилагательных. (взаимопроверка)
– Как определить род имени
прилагательного? (Слайд 15)
– Какие окончания имеют
прилагательные ж.р.? м.р.? ср. р.?
– Составьте предложение с
любым словом.
(Слайд 16-17) Запись
предложения: В_сенн_е со_нце _св_тило стройную б_рёзу.
– Какое это предложение по
цели высказывания, по интонации?
Задание: –
объясните пропущенные орфограммы; (слайд)
– подчеркните
грамматическую основу; (слайд)
– составьте схему,
установите взаимосвязь; (1 ученик у доски) (слайд)
Разберите имя
прилагательное весеннее как часть речи. (весеннее (солнце)-н.ф.
весенний, ср.р., И.п., ед.ч., Вт.чл.) (1 ученик у доски) (слайд)
– определите падеж имен
прилагательных; (слайд)
– Как определить падеж имен
прилагательных?
– Как различить Им.п. от В.п.?
IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.
– Мы приближаемся к водопаду Ошибок. (Слайд 18)
– Почему водопад Ошибок?!
Множество ошибок можно допустить при написании окончаний имен прилагательных. А
как же их избежать?
– Как объяснить написание
безударных окончаний имен прилагательных? (ученики работают у доски по одному)
(Доска с обратной стороны)
На перв… цветок
в ясн… небе
с хитр… лисой
на лесн… поляне
тепл… ветер
к перв… ручью.
– Как изменяются имена
прилагательные?
– Что вы можете сказать об
именах прилагательных мн.числа?
– Как определить падеж имени прилагательного?
(чтение наизусть уч-ся) О чём задумался Февраль,
Забыв метельные забавы?
Притихла снеговая даль,
Ей слышно: шевелятся травы.
Ещё немного – и ручьи
С весёлым
гомоном прольются
Вернутся шумные грачи
Дни соловьиные прольются.
- О чём здесь говорится?
-
Что можете сказать об этом слове?
5. Обобщение знаний.
А) Дальше мы идём, друзья,
Здесь решается судьба.
Чтоб заданья выполнять
Надо правила все знать
Б) Игра «Школа разведки»
(+4уч-ся индивидуальная работа на карточках)
В) Работа в группах «ТЕСТ-ТЕКСТ»
(раздаются карточки по рядам)
Подчеркнуть ответы, составить
предложение, добавив в него имя прилагательное, выбрать отвечающего.
(3-4мин - ответы детей)
1 – метель, началась, вдруг. Вдруг началась сильная метель.
2 – облако, плыло, низко. Тёмное облако плыло низко над землёй.
3 – посыпалась, с неба, крупа. С неба посыпалась колючая крупа.
4 – звёзды, сверкать, небо. В вечернем небе сверкали яркие звёзды.
Запись: В вечернем небе сверкали яркие звёзды. (у прилаг. определить падеж, объяснить
написание окончания)
Тёмное облако плыло низко над землёй. (пред-ние
разобрать по составу)
Вдруг началась сильная метель. (прилаг.
разобрать по составу)
С неба посыпалась колючая крупа. (у прил.
определить род, число, падеж)
Физ.минутка
6. Домашнее задание. Упр. 361.
7. Рефлексия. Итог урока.
- Достиг ли наш урок поставленной цели?
- Выразите своё настроение и степень познания по
этой теме на нашем дереве настроений. (работа с конвертом)
- А для чего же нужны в речи имена прилагательные?
Игра «Веришь – не веришь»
- А верите ли вы, что род, падеж, число прилагательных
зависит от существительного?
- А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания прилагательных?
- А верите ли вы, что у прилагательных ж. р. окончания
ый, ий, ой?
- А верите ли вы, что у прилагательных ср.р.
окончания
ое, ее?
- А верите ли вы, что прилагательные во мн.ч.
склоняются
одинаково независимо от их рода?
- А верите ли вы, что у прилагательных в Р.п. м.р. и ср.р.
окончания ого, его?
Прозвенел звонок.
Голосистый дружок.
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо!
Спасибо за урок!