Тренинг «Семья вместе так и душа на месте»
5 – 7 классы
Цель: способствовать сплочению членов семьи.
Задачи:
· создание в группе доброжелательной, доверительной атмосферы в группе,
· вызвать интерес у детей и настроить их на работу в группе,
· предоставить участникам возможность лучше узнать друг друга,
· формирование умения слушать и давать обратную связь,
· способствовать безоценочному принятию родителями детей, детьми родителей
· эмоциональная разрядка (показать, как можно приемлемым, увлекательным способом сбрасывать накопившуюся агрессию),
· развитие коммуникативных навыков.
· способствовать формированию целостности семьи,
· актуализация жизненных ценностей семьи.
Ожидаемый результат:
· развитие рефлексивных особенностей,
· снятие напряжения,
· развитие эмпатии,
· выявление семейных ценностей,
· сплочение членов семьи.
Необходимые материалы и оборудование: листы бумаги писчей 16 шт.,скотч, листы бумаги на каждого участника, карандаши цветные и простые, ластики, фломастеры, краски, кисточки, вода, 2 газеты, ножницы, лист ватмана, журналы, клей, диск с музыкой, магнитола. фотоаппарат.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие
Время 2 мин
Здравствуйте! Очень приятно Вас видеть здесь таких заботливых, таких внимательных и таких любящих!
Время: 5 мин. Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса. Приветствие – разминка: «Здравствуй друг»
Время: 3 мин.
Здравствуй друг, - здороваться за руку
как ты тут – трогаем плечо
где ты был - за ушко
я скучал - щеки
ты пришел - руки в стороны
хорошо – обнялись.
2. Упражнение «Продолжить фразу…»
Время: 5 мин.
Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим:
«Я не люблю когда моя семья…..»
«Я люблю когда моя семья…..»
«Мне радостно, когда я с семьей...»
«Мне грустно, когда моя семья ...»
«Я сержусь, когда моя семья…»
“Я горжусь семьей, когда…”
«Я мечтаю о том, что бы моя семья …».
Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу.
«Самые счастливые события в семье» Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в семье и перечислить их.
4. Игра «Снежки»
Время: 7 мин:
Две команды: родители и дети. Материалы: старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
Скотчем обозначаем линию, разделяющую две команды.
Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста на две команды (команда – родители и команда – дет) и, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло
примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника.
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их
стороне, на сторону противника. Услышав команду, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.
Обсуждение.
«Как вы чувствовали себя в роли родителя?» «Легко ли вам было бросать на своих детей камушки?» «А в родителей бросать камушками?»
6. Упражнение «Рисуем герб семьи»
Время: 20 мин.
Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить.
Геральдика - наука о гербах - одна из вспомогательных исторических наук. Возникла она в Германии, и у нее есть свои законы. Например, грифон - символ могущества и власти - на гербе Севастополя
должен быть только серебряного цвета, так как серебро символизирует невинность и доброту. А красный цвет поля – символ храбрости
Ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.
В гербе можно увидеть силу и мощь рода, дерзание и вдохновение его отдельных членов, исследовать традиции и преемственность поколений. Герб олицетворяет верность дому и роду, ведет по выверенному веками пути созидания и укрепления государственности, дарует паять о великих свершениях, предостерегает от ошибок и опасностей. В гербе большая сила и держать должны его сильные руки.
Пришло время нам придумать герб и разместить их на свой щит. Ведущий раздает участникам игры одноразовые бумажные тарелочки, которые играют роль щитов, цветные карандаши, мелки и фломастеры.
Рисование должно быть совместным. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.
Мы держим в руках могучие средство защиты, источники силы и вдохновения – ваши гербы. В них – мудрость и прозорливость, личный опыт и опыт предыдущих поколений. В этих гербах отражены
высота устремлений и жизненно важные ценности.
Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.
Рефлексия. Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.
При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).
· каковы ваши впечатления от этого упражнения?
· о чем побудило задуматься создание герба?
Рефлексия на выходе
Время: 10 мин.
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
- Ваши пожелания.
Ритуал прощания
Мы завершаем наше тренинговое занятие. А сейчас будем передавать свечу по кругу и говорить теплые слова. Спасибо, мне было приятно на вашем тренинге.