Школа: АСШ№2
Дата: 09.02.18.
Урок открытый
Тема: Доброта - солнце, согревающее сердце человека.
Ценность: праведное
поведение
Качества: Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, человечность, отзывчивость, душевность, привычки, сотрудничество- взаимоуважение во всем, дисциплина, правильные мысли, правильная речь, долг и благодарность.
Педагог: Островская Е.М. Класс: 7,8
Цель: расширить представления учащихся о понятии «доброта» через праведное поведение. Задачи: 1. углубление знаний о доброте как качестве человека; 2. развитие способности и умения проявлять доброту и определить её как качество человека; 3. воспитание стремления видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению к ним. |
Ресурсы (материалы, источники) Метод пособие, учебник, музыка для минуты настроя на урок, текст притчи, текст песни и музыка видеоролик «Передай Добро. Бумеранг добра» |
Ход урока: 1. Орг.момент. Позитивный настрой. I.МИНУТКА ТИШИНЫ. Мысленная прогулка в лесу. Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь,проходите по коридору и выходите на улицу.Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь! 2. Проверка домашнего задания. Зачитать информацию в словарях «О доброте» |
Анализ хода урока |
3. Позитивное высказывание (цитата) “Ни одно доброе деяние, даже самое маленькое, не пропадает в тумане.” Эзоп. Введение в тему. Мир, в котором мы живем, во многом зависит от того, настроен ли человек на добро или зло. Большинство людей реагируют на одни и те же ситуации по-разному, в зависимости от настроения. Если они устали или раздражены, то все представляется в черном свете. Если же радостны - вокруг тоже сияет солнце и поют птицы. Однако есть такие люди, которые могут почувствовать теплоту солнечных лучей, услышать пение птиц, мольбу о помощи независимо от своего настроения или состояния. О них М. Цветаева в своем стихотворении говорит так: их «душа родилась крылатой». Как вы думаете, кто эти люди?.. Объявление темы урока. Кажда историческая эпоха имела свой идеал Доброты. И он всегда ассоциировался с деятельностью какого-то человека. Сначала это были добрые феи и волшебники, потом богатыри и батыры, святые люди, правители и общественные деятели. Кто же сегодня несет это почетное звание – Посол доброй воли. Слайды Сегодня идеалом доброго человека с большим сердцем в нашей стране все бесспорно признают С.А. Назарбаеву. Почему? С.А. считает, что добро заключено в самом человеке. Поэтому не стоит тратить столько времени и усилий в поисках довольства, радости и душевного спокойствия в окружающем мире. Помните, счастлив не тот, кто получает, а тот, кто даёт. Протягивайте руку помощи. Делитесь.Улыбайтесь. Обнимайтесь. Добро - это бальзам, который вы не можете преподнести другим, не пролив несколько капель на самого себя. Вопросы, представленные в рубрике «Беседуем», рассчитаны на дальнейшее расширение и углубление представлений учащихся о ценности «добро». В частности, упор сделан на выявление знаний учащихся о гранях доброты, проявлениях этого человеческого качества в повседневной жизни. 1 С чем ассоциируется в вашем представлении ценность «добро»? 2.По каким приметам мы узнаем доброту человека? 3.Какого человека можно назвать добрым, добросердечным? 5.Приведите примеры проявления людьми доброты из жизненной практики, литературных произведений. |
|
4. Рассказывание истории (беседа). Притча "Помни добро и забывай зло". Как-то, два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину. Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне:- «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». ответил: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобыв ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Вывод: Человеческой природе свойственна доброта. Доброта -мерило человеческого в человеке. Истинно добрый человек всегда готов утешит, помочь тем, кому действительно плохо, кто нуждается в помощи. Он неравнодушен к несправедливости, жестокости, искренен в своих добрых поступках. |
|
5.Творческая деятельность, групповая работа. Просмотр видео "Одна смерть спасла миллионы жизне Какими душевными качествами обладала девочка? Можно ли сказать, что ее доброе сердце осветило жизнь множества людей? Как можно дарить радость и доброту другим? (Ответы учащихся). Почему говорят, что доброта – это солнце, согревающее сердце человека? Резюме Доброе сердце, добрый характер, добрый ум помогают человеку обрести гармонию с окружающим миром. Класс делится на 3 группы по рядам. 1 Упражнение – размышление Каждому дается лист «Добрые дела на каждый день». Никогда не стоит недооценивать силу даже самых, на первый взгляд, незначительных добрых дел. Добро запоминается на долгие годы, независимо от его масштабов. Но самое ценное, в добре – это то, что оно заразительно. Старайтесь делать приятные мелочи для окружающих как можно чаще, и вы увидите, как будет улучшаться мир вокруг вас и ваше настроение. Тем более что на совершение их не требуется многоденег или времени. Вот несколько примеров добрых дел на каждый день: Пропустите человека в очереди. Пригласите друга в кино за свой счет. Покормите бездомное животное. Дайте хороший совет тому, кто в этом нуждается. Отошлите вашему другу открытку с теплыми словами. Придержите перед кем-нибудь дверь. Уступите место в общественном транспорте. Поговорите с бездомным, причем поговорите доброжелательно. Если вы увидели на улице мусор, поднимите его и выбросите в мусорный контейнер. Сделайте комплимент коллеге по работе. Купите лотерейный билет вашему другу или совершенно незнакомому человеку. Подарите соседу комнатный цветок. Погуляйте с собакой вашего друга. Сделайте комплимент официанту в кафе. Пошлите кому-нибудь маленький подарок анонимно. Помогите человеку, попавшему в беду на дороге, поменять проколотое колесо. Рекомендуйте конкуренту потенциального клиента. Заступитесь за человека, которого несправедливо обидели, даже если он вам незнаком. Найдите форум, на котором люди ищут любимые песни или фильмы и постарайтесь им помочь. Уступите место для парковки. Подарите шоколадку обслуживающему персоналу: продавцу, почтальону, уборщице или кондуктору. Помогите пожилому соседу вынести мусор. Если вы за рулем, пропустите пешеходов. Скажите членам вашей семьи насколько они дороги вам. Оставьте интересный журнал, который уже прочитали, в поезде или вагоне метро. Купите для друга какую-нибудь безделушку в подарок. Сделайте кормушку для птиц. Отправьте благодарственное письмо человеку,который помог вам в прошлом. Спросите: не нуждается ли он сам в помощи. Больше улыбайтесь. Переведите старушку через дорогу. Помогите кому-нибудь убрать дом. Например,пожилой соседке или знакомой с грудным ребенком. - Подумайте, какие из них вы уже делаете? Какие вы планируете сделать? 2Задание: представьте себя волшебниками и феями и напишите небольшое эссе на тему «Зачем людям творить добро?..» 3Творческое задание – изготовление открытки с сердечком. Доброта повсюду – она в человеческих руках и в любви к животным, в помощи пожилым людям и в красивом цветке на клумбе, в солнечном свете и в улыбке близкого человека. Доброта вокруг нас, её надо только почувствовать. У каждого из вас большое сердце, оно полно любви к этому миру. Именно это большое сердце наполняет вашу жизнь нежностью ласковых слов и помогает писать теплые пожелания любимым и дорогим вам людям. Сейчас мы будем делать сердечную открытку для своих родных и близких. Презентация технологии изготовления открытки. |
Подарок учителя. |
6. Групповое пение. Песня «Если добрый ты» |
|
7. Домашнее задание. Учитель предлагает учащимся выполнить упражнение 3, представленное в рабочей тетради: В старину был обычай изображать на воротах своих замков, на щитах рыцарей, гобеленах родовой герб и девиз (краткое изречение, выражающее жизненное кредо владельца, его отношение к жизни и другим людям). Сформулируйте вариант своего девиза, который бы вы выписали на гобелен. Это может быть: - какое-нибудь изречение; -стихотворениепесня; рекламное объявление. |
|
8. Заключительная минута тишины. Обобщение Человек., который может светиться, это не только красивые слова. Приборы, способные фиксировать параметры биополя человека, показывают, что любящий человек излучает свет, и этот свет способен вылечить другого человека! Почти все мировые религии определяют «любовь» как свет души. А если доброта,- как и любовь - свойство души, значит - они родственники. Тогда доброту можно определить как тепло души... Ведь рядом с добрым человеком всегда тепло и уютно. Учитесь любить, и начните с себя. Научитесь любить своих родителей, друзей и, конечно же, врагов. Полюбите этот мир, какой он есть и свет любви сделает свое добро, вы согреете этим теплом кого-то, чью-то холодную душу, она увидит правильную дорожку, которую вы осветили светом своей любви и в этом мире станет чуточку теплее. Чуть-чуть светлее, а это значит,что в конце пути вы будете знать, что прожили жизнь не напрасно. Учитель читает четверостишие: Не забывайте подарить добро Соседям, родственнику, другу. Оно, как истинное волшебство, Вернется к вам по кругу. Вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, которые вы совершали, поместите это добро в свое сердце и пронесите его через всю свою жизнь! |
|