В наше время особую актуальность имеет становление не только духовно, нравственно и физически здоровых граждан, но и воспитание настоящих патриотов.
В основе программы нравственно-духовного предмета «Самопознание» заложена идея о необходимости
интеграции общечеловеческих ценностей в учебные предметы. Ценности – это идеалы, маяки, которые ориентируют учащихся на понимание и взаимоуважение, поддержку друг друга. Ценности становятся предметными и проявляются в поступках, в воспитании казахстанского патриотизма у учащихся: любви
к Родине, чувства ответственности за судьбу страны, готовности и способности служить интересам Родины, защиты Отечества, приумножение достижений Родины, уважение прав народов Казахстана, соблюдение национальных традиций и обычаев, сохранение межнационального единства и согласия народов Казахстана, воспитание толерантности.
Великий казахский мыслитель Абай Кунанбаев утверждал: «Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его и достаток обретают смысл».
Уроки самопознания дают возможность использовать разнообразные интерактивные методики: работа в парах, группах, презентации, дискуссии, совместный просмотр и обсуждение
видеоматериалов, истории из жизни, притчи. После проведения самоанализа можно увидеть духовно – нравственный рост и развитие ребенка. После просмотра видео пишем эссе, создаем коллажи. Использую прием «Недописанный тезис», например: «Лучшее, что я сделал в своей жизни – это…, а тебе я желаю…» Самопознание учит простым истинам: как стать Человеком, как построить взаимоотношения с другими
людьми, быть успешным, сохранять достоинство и человечность даже в самых
сложных жизненных ситуациях. Главная цель, как считает Сара Назарбаева – возродить общечеловеческие ценности через образовательный процесс, научить детей жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Необходимым этапом урока является творческая деятельность.
Дифференцированный подход к каждому учащемуся позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности к чему-либо. Например, во 2 четверти каждый ученик двух 6-х классов составил интеллекткарты
на тему «Мой личностный рост». С чего начать? Первое, что вам нужно сделать – это определиться со своей целью. Спросите себя: «Что вам нужно сделать в первую очередь для вашего личностного роста?» Обрести
уверенность в себе и в своих силах, развить свои таланты и способности.
Весной на заключительном уроке мы подведем итоги и посмотрим, кто достиг цели. Вот выдержки
из некоторых работ:
·
Сделать 100 добрых дел
·
Поучаствовать в конкурсах и съездить в Санкт–Петербург
·
Быть патриотом своей страны
·
Быть полезным в своей семье
·
Не хочу разногласия в семье
·
Я стараюсь, чтобы мои родители не болели
·
Научиться играть на гитаре
·
Стать боксером
·
Научиться рисовать портреты
·
Мечтаю научиться показывать фокусы с картами
·
У меня есть талант от бога и я хочу стать моделью
·
Чтобы у всех было доброе сердце
·
Помочь сестре стать певицей
·
Спасти брошенных животных
·
Чтобы люди не выкидывали животных
·
Хочу построить зоомагазин и стать ветеринаром
·
Хочу иметь «4» по каз. языку
·
Подтянуться по русскому языку
·
Исправить оценки по английскому
·
До конца года остаться отличником
·
Чтобы у учителей не было плохих эмоций о нас.
Но встречаются и такие мнения:
·
Брать от жизни все!
·
Хочу быть богатым
·
Хочу заработать миллион.
Каждый человек приходит в этот мир, чтоб постоянно расти и развиваться. Личностный рост
– это один из смыслов жизни. С помощью него можно изменить себя в нужную сторону, избавиться от комплексов и отрицательных мыслей, научиться управлять своими эмоциями.